Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.08.2018, 02:20

МАДОУ №58 г.Армавир

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Читаем сказку

Заикание

Заикание – такое нарушение плавной речи, когда запинки, повторения и растяжение слогов и звуков сопровождается мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: а, ну, вот…). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте,  что такие запинки пройдут сами по себе. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Заиканием страдают примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. У французов заикается 5-7%, у немцев 2% населения, американские индейцы не заикаются вообще. Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Вероятность возникновения заикания увеличивается:

·        Если заикается кто-то из родственников;

·        У аллергиков;

·        При частых респираторных заболеваниях;

·        При нарушении внимания.

Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни или нарастать постепенно, иногда в течении нескольких месяцев. В целом это весьма индивидуально.

Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение. Обычно родители связывают его со временами года или временем суток. Есть дети, у которых ухудшение в речи наступает после перенесенного заболевания. По-разному может ребенок говорить дома и в школе или в детском саду. И, наконец, речь ребенка может ухудшаться  и улучшаться без видимых причин. Это отмечает большинство родителей.

Но ведь волнообразность характерна для течения заикания. Даже когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Важно, чтобы они наступали реже и не были такими сильными, как предыдущие, тогда можно сказать: «Да, ухудшение, но в процессе улучшения».

Меры, применяемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание.

Если заикание отмечается не более 2-х месяцев, оно считается инициативным (начальным), если больше – закрепившимся. Мы знаем, что в начале, на сломанную конечность накладывается гипс, а потом, когда кость срастется, назначают массаж, физкультуру. И никому не приходит в голову держать ногу в гипсе вечно. Так и рекомендации при инициативном заикании существенно отличается от тех, которые даются при заикании закрепившемся.

Общие рекомендации

Многие дети разговаривают без запинок с малышами, игрушками, животными или, надев маску. Поощряйте это. Иногда ребенок как бы кривляется  - говорит «как маленький» или с акцентом, но при этом не заикается. Не препятствуйте такой речи.

Проанализируйте, сколько и какие вопросы вы задаете своим детям. Одна мама призналась, что в течение дня она задавала своему 4-летнему сыну 132 вопроса, из них 97 были просто глупыми, а в остальных не было особой надобности.

Особенно не желательны такие вопросы, которые вызывают у ребенка чувство стыда. И уж, конечно, не устраивайте перекрестных допросов, когда несколько членов семьи пытаются выяснить, правду ли говорит малыш. Учтите, если вопросы прерывают игру, это почти всегда ведет к запинкам. Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у не заикающихся людей. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать. Не делайте замечаний, если ребенок употребляет эмбол. Употребление эмболов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом, ребенок помогает себе справиться с запинками. Эмболы исчезнут, когда улучшаться речевые способности. Маленькие дети, особенно с ослабленной нервной системой, часто испытывают страхи. Не разумно заставлять малыша пересиливать их и ругать за то, что он боится темноты, Бабы-Яги или еще кого-нибудь. Не надо просить малыша рассказать о своих страхах. Скорее мать должна показать, что она знает о том, что его тревожит, понимает, что это может быть страшно, и постарайтесь успокоить тем, что она рядом и от всего защитит. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Целесообразно придумать маленькие спектакли, в которых ребенок играет роль большого, храброго человека. Можно использовать маски различных зверей, которых боятся дети. Такие спектакли называются игротерапией. Не наказывайте детей за употребление непристойных слов. Обычно ребенок произносит их, чтобы привлечь внимание взрослых. Не заостряйте на этом внимание, попытайтесь занять его чем-то интересным. Можно так же спокойно, дружеским тоном сказать, что вам не нравится, когда люди говорят такие слова. Подумайте, как организовать жизнь ребенка, чтобы его не надо было подгонять. Ведь мы стремимся научить малыша говорить медленнее, но разве это можно, когда взрослые все время торопят: «Быстрее, быстрее!». Если вы очень спешите, оденьте или накормите ребенка сами. Дайте на завтрак то, что он охотнее кушает, но не делайте его жизнь напряженной. Дневной сон вне всяких сомнений полезен. И все же не стоит создавать из укладывания стрессовую ситуацию, если ребенок категорически отказывается днем спать. Он может провести послеобеденное время, сидя в кресле, слушая знакомую сказку, пластинку и т.д.

Пусть вас не раздражает, когда ребенок что-то крутит в руках, - это снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Не заставляйте ребенка здороваться и прощаться, со временем он сам усвоит правила хорошего тона, не меньше, чем ими владеют окружающие взрослые. Кстати, если ребенок с легкостью говорит пока вместо до свидания в этом нет ничего страшного. Сначала надо снять напряжение, а потом обучать и речевому этикету. Некоторые исследования показали, заикание уменьшается, когда ребенок жует резинку. Дело в том, что «жвачка» дает законные основания мямлить, а значит, собираться с мыслями и говорить без запинок.

Достаточно часто в семье заикающихся детей встречается такое неблагоприятное сочетание, как завышенные требования к ребенку и обыкновение быстро говорить. На детей оказывается большое давление, родители хотят, чтобы они соответствовали некоему высокому стандарту, из-за чего создается нестабильная конфликтная обстановка. Члены семьи говорят быстро, возбужденно, отдают приказания. Считается, что ребенок должен не просто хорошо владеть речью, а быть чуть ли не оратором. Такая атмосфера не способствует тому, чтобы ребенок спокойно и конструктивно принимал свои ошибки.

Хорошо бы дать малышу понять, что в признании собственных ошибок нет ничего страшного. Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять всё напутала», «ну я и растяпа», «вечно я сделаю что-нибудь не так» и т.п. И ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, когда не сможет без запинок выразить свою мысль.

Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько приемов, как можно сделать: постарайтесь дружелюбно сказать: «Интересно, ты сможешь быстро надеть туфли?», заменив окрик: «Надень сейчас же туфли».

«Сейчас нужно отдохнуть. Как хорошо будет играть, когда ты проснешься»  - это звучит лучше, чем «Сейчас же иди спать».

«Давай поменяемся: я тебе игрушку, а ты мне эту вещь» - скажите так, и вы добьетесь большего, чем требованием «Дай мне немедленно эту вещь!»

Предложите: «Давай так: один кубик кладешь ты, другой я», но не приказывайте: «Немедленно собери кубики!»

Подскажите: «Будь ласковым, собаки так это любят», а не ругайте: «Не смей бить собаку!»

Скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь на сегодня», но никак не  «Кончай возиться с конструктором»

«Твоя очередь через минуту, а сейчас дай сестренке поиграть!» вместо: «Не вырывай у сестры!»

Несколько лукавое: «Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть!» лучше, чем «Ешь быстрее!»

С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.

Вот несколько способов высказать одобрение:

·        Молодец!

·        Правильно!

·        У тебя это хорошо получилось!

·        Ты сегодня хорошо потрудился!

·        Прекрасно!

·        Я горжусь тобою!

·        Я знала, что ты справишься!

·        Неплохо!

·        Отлично!

·        Ты быстро научился!

·        Это то, что надо!

·        Я не смогла бы сделать лучше.

·        С каждым днем у тебя получается лучше.

 

 

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Лысогор Ирина Владимировна

Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright ARMDOU58 © 2018
Хостинг от uCoz