Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 04.10.2024, 17:35 |
Приветствую Вас Гость |
|
Учитель-логопедГутенева Г. Д. «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Мастер класс для родителей. Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста 5–6 лет Цель: 1. Приобщить родителей к образовательному процессу. 2. Ознакомление с методами и приёмам и обучения детей: - развитие мелкой моторики, - развитие артикуляционной моторики 3. Помочь родителям увидеть учебную проблему ребёнка или наоборот убедить в успешности освоения им знаний на этапе: - автоматизации звука «Л» в слогах, - опознание звука «Л» из ряда слогов, отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию. Ход мастер-класса:1. Организационный момент. Уважаемые родители. Речь является сложной функцией, присущей человеку, и развитие её зависит от многих факторов. Большую роль играет влияние окружающих. Ведь ребёнок учится говорить на примере родителей, друзей и педагогов. Зависимость речи детей от особенностей речи родителей очень велика. Подражая окружающим, они перенимают все тонкости произношения, несовершенства и ошибки, встречающиеся в речи взрослых. Поэтому важно, чтобы ребенок с детства слышал правильную, чёткую, выразительную речь, на базе которой будет формироваться его собственная. Сегодня на нашем занятии я хочу научить Вас различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи. Наше занятие мы начинаем с развития мелкой моторики. 2. Развитие мелкой моторики. Существует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (Сухомлинский) Становлению мелкой моторики способствуют упражнения: - с различными мелкими предметами: пуговицами, счетными палочками, крупой, орехами, зернобобовыми, бусами, прищепками, - рисование карандашами, мелками, - собирание построек из кубиков, - складывание бумаги более чем один раз, - шнурование ботинок, - лепка из пластилина. Кроме развития мелкой моторики важно нормализовать мышечный тонус. 3. Нормализация мышечного тонуса. Самомассаж активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица: - гладим лоб, -рисуем очки, - гладим нос и щеки по направлению к ушам, - гладим подбородок по направлению к ушам, - гладим шею сверху в низ. Кроме нормализации мышечного тонуса необходимо подготовить органы артикуляции. 4. Развитие артикуляционной моторики. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое нёбо. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения. Для закрепления любого навыка необходимо систематическое повторение. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные необходимые для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика – является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения. Проводится комплекс упражнений на звук «Л». 5. Анализ артикуляции по плану. - положение губ - положение языка - характер выдыхаемой струи - участие голосовых складок - показ ручной модели 6. Автоматизация звука «Л» в слогах и словах. Логопед: Ребята сегодня к нам в гости пришла сказка «Репка» Логопед: Посадил дед репку. Он её поливал утром и вечером. Дети: Л-Л-Л-Л-Л Логопед: Вокруг репки травку полол. Дети: Ла-Ла-Ла, Ло-Ло-Ло, Лу-Лу-Лу, Лы-Лы-Лы Логопед: Землю рыхлил. Дети: Ал-Ол-Ул-Ыл. Логопед: А когда репка выросла, стал её тянуть. Но вытянуть не может. Позвал дед бабку. Стали они репку тянуть. Дети: Пла-Плы-Плэ, Кло-Клу-Клы, Слэ-Сла-Слу. Логопед: Тянут они репку, а вытянуть не могут. Позвали внучку. А внучка сидит перед зеркалом, прихорашивается да у зеркала спрашивает: - Я милая, славная, ласковая. Дети: милая, славная, ласковая. Логопед: Прибежала внучка в огород, тянут репку, а вытянуть не могут. Позвали они Жучку, а Жучка в это время пытается поймать комариков. Логопед: Ребята, когда услышите слог со звуком «Л» хлопните в ладоши: ПА-КУ-ЛО-ФЭ-ЗЫ- ЛА-ПЛА-МУ-СЛУ Дети: Хлопают в ладоши на слога со звуком «Л». Логопед: Прибежала Жучка, но репку вытянуть не получается. Позвали тогда кошку. А кошка в это время хозяйничает, смотрит, что плохо лежит. Дети: Рассматривают картинки со звуком «Л» и проговаривают их. Логопед: Прибежала кошка, тянут репку, а вытянуть не могут. Позвали мышку. Логопед: Помогла им мышка и вытянули репку. Итог. Логопед: Ребята, какой звук мы с вами учим. Дети: Звук «Л» Повтор анализа артикуляции, заключительное проговаривание звука.
Развиваем речевое дыхание Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Лучше делать упражнения на свежем воздухе (особенно летом). Если нет такой возможности – озаботьтесь проветриванием помещения. Дыхательные упражнения очень утомительные и могут вызвать даже головокружение, поэтому давайте отдохнуть ребёнку, не перегружайте его, чередуйте с другими видами деятельности. Игры и упражнения, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. ИГРА 1. «Лети, бабочка (листочек, птичка…)». Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки (листочка, птички…). Ход игры: Перед началом игры к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. (Взрослый дует на бабочек) - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. ИГРА 2 «Снежинки» Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты. Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает ребенку про зиму. - Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. ИГРА 3 «Весёлые шарики» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: легкий пластмассовый шарик. Ход игры: Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Садимся за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. - Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали! Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию. ИГРА 4 «Мыльные пузыри» Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра, пластиковая бутылка с отрезанным дном. Ход игры: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. |
|
Copyright ARMDOU58 © 2024 |
Хостинг от uCoz |