Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 18.06.2018, 01:11

МАДОУ №58 г.Армавир

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ

    Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. И наш детский сад не стал исключением. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения адаптированной основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.

   Основной целью работы МАДОУ №58 по данному направлению является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ, поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

   Достижение этой цели происходит через реализацию следующих задач:

  1. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка ;

  2. Комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

  3. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

  4. Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;

  5. Формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;

  Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы , но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку способствующая успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

  Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники групп компенсирующего назначения различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в коррекционные группы.

  В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ мы постарались выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с ОВЗ педагоги МАДОУ №58 применяют комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

  В МАДОУ №58 процесс сопровождения осуществляется специалистами знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и ЛФК, музыкальный руководитель). Этот процесс включает в себя: создание развивающей предметно-пространственной среды; материально-техническое оснащение; разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, маршрутов; лечебно-восстановительную работу.

  На наш взгляд, важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.

  Основными задачами психологического просвещения педагогов МАДОУ №58 являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.

  Одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МАДОУ №58 является работа с семьей. Основной целью работы специалистов нашего ДОУ с родителями, воспитывающих таких детей - это своевременное информирование родителей об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания, обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми, а также помощь семье в создании для ребенка с ОВЗ благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации и поддерживающей среды для самой семьи. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ,- реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.

  В своей работе педагоги МАДОУ №58 придерживаются следующих принципов:

  1. .Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

  2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

  3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.

  4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

  Также, с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу в нашем ДОУ организованы вариативные формы дошкольного образования, которые предусматривают разный режим пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

  В МАДОУ №58 реализуются следующие вариативные формы:

 группа кратковременного пребывания;

 консультационный центр;

 служба ранней помощи.

  Группа кратковременного пребывания (ГКП) – группы для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей

  Консультационный центр (КЦ) в МАДОУ №58 создан для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет с целью:

  1. обеспечения единства семейного и общественного воспитания;

  2. формирования родительской компетентности и оказания семье психолого-педагогической помощи, поддержки всестороннего развития личности детей;

  3. создания комплексной системы педагогического сопровождения развития ребенка раннего и дошкольного возраста в условиях семейного воспитания;

  4. популяризация деятельности образовательной организации.

 Основными задачами предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи являются:

  1. оказание помощи родителям (законным представителям) и их детям для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательные организации;

  2. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста

  3. оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;

  4. своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего и дошкольного возраста с целью оказания им коррекционной, психологической и педагогической помощи;

  5. осуществление необходимых коррекционных и развивающих мероприятий в рамках деятельности консультативного центра;

  6. разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организация их специального обучения и воспитания в семье;

  7. обеспечение непрерывности и преемственности педагогического воздействия в семье и в образовательной организации.

  Деятельность Службы ранней помощи (СРП) предназначена для оказания помощи детям в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет и старше, имеющим проблемы в развитии (риском нарушений) и их родителям (законным представителям).

  Целью деятельности Службы является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии, поддержки семьи в способах его воспитания и обучения, социализации и адаптации детей с ОВЗ в обществе, нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей), включения ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.

   Служба осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:

  1. взаимодействие с учреждениями здравоохранения для своевременного выявления и направления детей и семей, нуждающихся в ранней помощи, в Службе, а также для обеспечения комплексной помощи детям;

  2. проведение первичной междисциплинарного обследования направленных или самостоятельно обратившихся в Службу детей и родителей с целью принятия решения о необходимости зачисления ребенка и семьи в Службу;

  3. проведение углубленного междисциплинарного обследования приоритетных потребностей ребенка и семьи, основных областей развития ребёнка, функций и структур его организма, социального окружения и физической среды, влияющей на функционирование ребенка;

  4. осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, в том числе для первичной оценки развития ребенка;

  5. разработка комплексного индивидуального образовательного маршрута сопровождения ребенка и семьи;

  6. реализация комплексного индивидуального образовательного маршрута сопровождения ребенка и семьи;

  7. определение эффективности комплексного индивидуального образовательного маршрута сопровождения ребенка и семьи;

  8. развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития, в том числе в вопросах использования специального оборудования, необходимого ребенку с нарушением мобильности и/или коммуникации;

  9. поддержка семьи с целью мобилизации ее ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;

  10. подготовка документации для ЦДиК, для определения дальнейшего маршрута индивидуальной помощи ребенку с ОВЗ;

  11. информирование профессионального сообщества и общественности о деятельности Службы, включая просветительскую деятельность в сфере ранней помощи.

  Таким образом, следует сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями развития уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ.

   Построение эффективной системы сопровождения в нашем ДОУ позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, и, впоследствии, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам.

Анкета для родителей детей, нуждающихся в коррекционной помощи

Тест-опросник детско-родительских отношений

Тест-опросник "Взаимодействие родитель - ребенок"

Тест "Стиль воспитания в семье"

 

Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей

Copyright ARMDOU58 © 2018
Хостинг от uCoz