Современные условия развития общества и перемены в системе образования, диктуют необходимость изменения содержания образования, серьёзную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени.
Новые подходы требуются и к построению образовательной среды для детей с задержкой психологического развития (ЗПР) и как главное его звено-построение единого игрового пространства.
Известно, что ребёнок с проблемами в развитии с раннего возраста находится в неблагоприятной, «искажённой» ситуации развития. Трудности социальной адаптации, нарушение взаимодействия с социальной средой отмечал ещё Л.С. Выгодский. Ж.И.Шифт подчёркивала, что одной из общих закономерностей аномального развития является изменения в развитии личности аномального ребёнка в целом. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, лёгкость возникновения страхов.
Таким образом, дети с нарушениями развития нуждаются в специальных играх, в ходе которых будут решаться следующие задачи:
- -формирование познавательной мотивации;
- -целенаправленное формирование высших психических функций, прежде всего речи;
- -преодоление недостаточности словесного опосредования, трудностей во взаимодействии с окружающим миром, развитие разнообразных форм коммуникации;
- -развитие эмоциональной сферы, творческих способностей;
- - профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;
- -преодоление недостатков общей и мелкой моторики.
Важную роль могут сыграть артигры:
Живопись с помощью пальцев.
Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребёнка, так как успокаивает и расслабляет. Рисующий может сделать пробные рисунки, и от него не требуется большого мастерства. Кроме того, краски растекаются и переливаются, как эмоции. С помощью красок ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение во вне, происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это так же позволит отследить внутреннее состояние ребёнка. Живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребёнка: обиду, гнев, боль, радость. И это прекрасно видно в работах. Так же у детей существует сенсорный голод, голод к прикосновениям, так как именно кинестетический опыт является ведущим в этом возрасте. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребёнку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.
Живопись с помощью ног.
Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребёнка.
Общее ощущение свободы и творчества при рисовании ногами трудно передать словами. Перед тем как предложить детям рисовать, попробуйте сами нарисовать что-нибудь ногами, прислушиваясь к себе. Иногда эмоции, которые могут возникнуть во время этого, необычны, и следует их хорошо прочувствовать, чтобы при общении с детьми вы могли ими управлять.
При рисовании ногами вместе с детьми следует расстелить большую клеёнку. На неё положить листы ватмана или плотной бумаги, можно использовать остатки старых обоев. Рядом поставьте лоток с краской.
Затем попросите детей снять обувь, носки и рассказать, что чувствуют ноги, когда они свободны, что можно изобразить с помощью ног. Покажите, как пользоваться краской, как и что ступнями и пальцами можно рисовать.
Как только рисунок будет закончен, вымойте ноги, оботрите их и попросите рассказать, что нарисовали дети.
Игры с глиной тестом.
Работа с глиной и тестом оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость данного материала даёт возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Ошибки в работе легко исправляются. Этот вид творчества самый наглядный и позволяет наблюдать за состоянием ребёнка. Работа с глиной ил тестом позволяет удовлетворить интерес ребёнка к частям тела. Высохнув, глина превращается в мелкий порошок и легко смывается с рук. Ещё глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран. При играх с тестом понадобятся фартуки и тряпочки для рук, смоченные в воде или масле. Для работы с глиной понадобятся баночки с водой.
Ребёнка полезно снабдить инструментами для работы: картофельной толкушкой, палочкой для размешивания, колотушкой и т.д.
При работе позвольте ребёнку почувствовать глину (тесто). Для этого совместно можно выполнить следующие задания:
- -закройте глаза и почувствуйте кусок глины (теста), подружитесь с ним. Какой он? Гладкий? Ровный? Плотный? Выпуклый? Холодный? Тёплый? Влажный? Сухой? Тяжёлый или легкий?; Отложите его и отщипните кусочек большой и поменьше;
- -сожмите, разгладьте пальцами, тыльной стороной руки. После того как разгладили, ощупайте это место;
- -соедините все кусочки вместе, чтобы получился шарик;
- -пошлёпайте по шарику, пощупайте место шлепка;
- -оторвите кусочек и сделайте змею, сожмите в кусок.
Игры с глиной и тестом позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавиться от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщить к социальной активности необщительных детей. В дальнейшем подобные игры помогают восстанавливать эмоциональное равновесие.
Игры с крупой.
Подобные игры имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта:
- При взаимодействии с крупой стабилизируется эмоциональное состояние;
- Развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания и памяти;
- С развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Для игр с крупой необходимы:
1. тарелочки (пластмассовые) диаметром 15см.;
2. крупа (рис, пшено, макаронные изделия);
3. нитки, краски, спичечные коробки.
Для знакомства с крупой можно выполнить такие упражнения:
- поскользить ладошками по крупе;
- нарисовать пальчиком дорожки, рисунок;
- поиграть на поверхности крупы, как на клавиатуре пианино. Для сравнения ощущений можно предложить проделать то же упражнения с более мелкой крупой.
Как можно играть с крупой:
- в тарелочках с крупой можно рисовать пальчиком;
- перекладывать крупу с одной коробочки в другую группируя пальцы по два, по три, по четыре, по пять;
- на проклеенную основу сыпать крупу, получая рельефное изображение картинки;
- раскрашенные макаронные изделия нанизать на нитку получив замечательные бусы.
Полёт фантазии при использовании в играх с детьми арттерапевтической техники неограничен.
Все арттерапевтические игры дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную форму работы с ребёнком с проблемами, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью искусства.