Главная | Регистрация | Вход | RSS | Воскресенье, 08.09.2024, 23:29 |
Приветствую Вас Гость |
|
Проблемы воспитания детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в семье.Организация полоролевого воспитания в условиях ДОУ комбинированного вида
воспитатель высшей квалификационной категории Л.В.Иваницкая В
настоящее время центральным направлением в педагогике является
личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое
место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Гендерное
развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги,
психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в
жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Воспитывать и обучать мальчиков и девочек
нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии
разных структур мозга. В
научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и
девочками: в
основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных
функций, темпов, способов переработки и усвоения информации; организации
внимания; в
формах активации эмоций; в
мотивации деятельности и оценки достижений; в
поведении. Различия
в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки
: быстрее
схватывают новый материал; легче
усваивают алгоритмы и правила; любят
задания на повторение; чаще
используют ближнее зрение; воспринимают
все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее; лучше
обучаются последовательно — "от простого к сложному”; новую
информацию анализируют с помощью левого полушария; Мальчики: труднее
выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых; им
важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от
простого к сложному»; лучше
выполняют задания на сообразительность; не
терпят однообразия; лучше выполняют задания при ярком свете. Мальчика
и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они
по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат,
чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали,
необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать
логике ее развития, то есть понимать способ мышления. Для этого образовательный, и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных
особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно,
должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной
работы. Специфика
процесса гендерной социализации ребенка
позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном
возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация
полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной
педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее
компонентов. Именно поэтому важен принцип
интеграции, задач образовательных областей, предложенном в современной педагогике. Очевидно,
что работа педагога в данном направление предусматривает разнообразие форм и
методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее
личностное развитие, непосредственную взаимосвязь с педагогами и родителями. Формы
и методы разностороннего личностного
развития используемые в МБДОУ № 58: Воспитатели: -
обеспечение щадящего режима; -
наблюдение за динамикой развития детей; -
внедрение эффективных технологий в работе с детьми; - учёт психологического аспекта (девочки
крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности, для девочек
важен живой, эмоциональный, а мальчики ценят в воспитателе сдержанность, волю,
объективность в оценке); -
дифференцированное преподавание ручного труда (типично рукоделия вызывают
эстетический вкус и усидчивость у девочек, а работа со столярным инструментом
побуждает сообразительность и креативность у мальчиков; -
на занятиях по изобразительной деятельности создать условия для того, чтобы и
мальчики могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо ( при отборе содержательной части обучения
детей следует помнить, что кисть мальчика в развитии отстаёт от руки девочки на
1,5 года; -
дифференцированный подход в кружковой работе; -
в беседах, на занятиях: линия
мальчиков: зрительное восприятие, дозированная эмоциональность, высокий темп
подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной
информацией. Разнообразие и постоянное обновление материала, минимальное
повторение. линия
девочек: слуховое восприятие, размеренный темп подачи материала с достаточным
количеством повторений, дозированность нового материала. Активное использование
речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием; -
обучение взаимодействию с представителями другого пола. Инструктор
физкультуры, ЛФК: - занятия
для мальчиков строятся с учётом развития скоростно-силовых качеств, быстроты,
выносливости и вместе с тем осторожности, стремлению к победе; -
у девочек развитию гибкости, красоты движения, грациозности. Музыкальные
руководители: - определение на основе данных диагностики
общего уровня исполнительских, творческих знаний, умений, навыков детей; - становление гармоничности в духовном развитии
девочек и мальчиков при помощи музыки, поэзии и особенностей регионального фольклора. - использование
речевых навыков девочек, подвижность мальчиков; -
обучение в совместной деятельности понять и принять те характерные особенности,
которыми обладают мальчики и девочки. Работа
с родителями -формирование
у родителей психолого-педагогической компетентности посредством инструктивной и
просветительской деятельности; -
создание кружка « Вместе интересней» с участием родителей (обязательно
присутствие и участие мужчин), детей; - тренинги детско-родительских отношений с
аспектом на гендерные подходы в воспитании, помогающие формированию гендерных
ролей в семье; - создание системы консультаций (различных
форм) по вопросам гендерного воспитания
детей в семье; - изучение семьи (анкетирование, беседы,
посещения) с целью уточнения и мотивации отношения родителей к гендерному подходу
в работе ДОУ и семье.
Наша
работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной
социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень
психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей
разного пола. Промежуточная диагностика воспитанников показала, что расширился
кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и
женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более
внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по
отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет
углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
|
|
Copyright ARMDOU58 © 2024 |
Хостинг от uCoz |