Организация полоролевого воспитания в условиях ДОУ комбинированного вида
воспитатель высшей квалификационной категории Л.В.Иваницкая
В
настоящее время центральным направлением в педагогике является
личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое
место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Гендерное
развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги,
психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в
жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Воспитывать и обучать мальчиков и девочек
нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии
разных структур мозга.
В
научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и
девочками:
в
основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных
функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
организации
внимания;
в
формах активации эмоций;
в
мотивации деятельности и оценки достижений;
в
поведении.
Различия
в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки
:
быстрее
схватывают новый материал;
легче
усваивают алгоритмы и правила;
любят
задания на повторение;
чаще
используют ближнее зрение;
воспринимают
все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
лучше
обучаются последовательно — "от простого к сложному”;
новую
информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
труднее
выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
им
важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от
простого к сложному»;
лучше
выполняют задания на сообразительность;
не
терпят однообразия;
лучше выполняют задания при ярком свете.
Мальчика
и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они
по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат,
чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали,
необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать
логике ее развития, то есть понимать способ мышления. Для этого образовательный, и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных
особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно,
должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной
работы.
Специфика
процесса гендерной социализации ребенка
позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном
возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация
полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной
педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее
компонентов. Именно поэтому важен принцип
интеграции, задач образовательных областей, предложенном в современной педагогике.
Очевидно,
что работа педагога в данном направление предусматривает разнообразие форм и
методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее
личностное развитие, непосредственную взаимосвязь с педагогами и родителями.
Формы
и методы разностороннего личностного
развития используемые в МБДОУ № 58:
Воспитатели:
-
обеспечение щадящего режима;
-
наблюдение за динамикой развития детей;
-
внедрение эффективных технологий в работе с детьми;
- учёт психологического аспекта (девочки
крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности, для девочек
важен живой, эмоциональный, а мальчики ценят в воспитателе сдержанность, волю,
объективность в оценке);
-
дифференцированное преподавание ручного труда (типично рукоделия вызывают
эстетический вкус и усидчивость у девочек, а работа со столярным инструментом
побуждает сообразительность и креативность у мальчиков;
-
на занятиях по изобразительной деятельности создать условия для того, чтобы и
мальчики могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо
( при отборе содержательной части обучения
детей следует помнить, что кисть мальчика в развитии отстаёт от руки девочки на
1,5 года;
-
дифференцированный подход в кружковой работе;
-
в беседах, на занятиях:
линия
мальчиков: зрительное восприятие, дозированная эмоциональность, высокий темп
подачи материала с широким спектром разнообразной нестандартно поданной
информацией. Разнообразие и постоянное обновление материала, минимальное
повторение.
линия
девочек: слуховое восприятие, размеренный темп подачи материала с достаточным
количеством повторений, дозированность нового материала. Активное использование
речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием;
-
обучение взаимодействию с представителями другого пола.
Инструктор
физкультуры, ЛФК:
- занятия
для мальчиков строятся с учётом развития скоростно-силовых качеств, быстроты,
выносливости и вместе с тем осторожности, стремлению к победе;
-
у девочек развитию гибкости, красоты движения, грациозности.
Музыкальные
руководители:
- определение на основе данных диагностики
общего уровня исполнительских, творческих знаний, умений, навыков детей;
- становление гармоничности в духовном развитии
девочек и мальчиков при помощи музыки, поэзии и особенностей регионального фольклора.
- использование
речевых навыков девочек, подвижность мальчиков;
-
обучение в совместной деятельности понять и принять те характерные особенности,
которыми обладают мальчики и девочки.
Работа
с родителями
-формирование
у родителей психолого-педагогической компетентности посредством инструктивной и
просветительской деятельности;
-
создание кружка « Вместе интересней» с участием родителей (обязательно
присутствие и участие мужчин), детей;
- тренинги детско-родительских отношений с
аспектом на гендерные подходы в воспитании, помогающие формированию гендерных
ролей в семье;
- создание системы консультаций (различных
форм) по вопросам гендерного воспитания
детей в семье;
- изучение семьи (анкетирование, беседы,
посещения) с целью уточнения и мотивации отношения родителей к гендерному подходу
в работе ДОУ и семье.
Наша
работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной
социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень
психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей
разного пола. Промежуточная диагностика воспитанников показала, что расширился
кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и
женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более
внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по
отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет
углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.