Содержание работы психолого-педагогической службы в МАДОУ №58
Одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Вся информация по результатам психологической диагностики ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе. Всё сказанное на консультации у психолога - также является конфиденциальным и не разглашается!
В МАДОУ №58 все воспитатели, специалисты, в том числе и педагог-психолог, создают атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагоги ДОУ:
1) общаются с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
2) внимательно выслушивают детей, показывают, что понимают их чувства, помогают делиться своими переживаниями и мыслями;
3) помогают детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
4) создают ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
5) обеспечивают в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Основные функции педагога-психолога заключаются в создании условий, способствующих охране психического и физического здоровья детей с ОВЗ, обеспечение их эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей каждого ребѐнка.
Педагог-психолог МАДОУ №58:
- разрабатывает мероприятия по улучшению психолого-педагогических условий пребывания воспитанников в ДОУ;
- обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие воспитанников в ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса;
- содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребѐнка;
- контролирует психическое развитие воспитанников;
- оказывает практическую помощь воспитанникам, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных педагогических и воспитательно- образовательных задач.
Работа педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:
- Диагностическая работа.
- Коррекционно - развивающая работа.
- Консультационная работа.
- Просветительская работа.
- Психопрофилактика.
Помимо непосредственной работы участвует в проведении педагогических советов в ДОУ, принимает участие в методических объединениях города, ведѐт консультативную коррекционно - педагогическую работу с родителями, в т.ч. в рамках консультативного пункта.
Блоки работы по основным направлениям деятельности педагога - психолога:
Работа с детьми:
· помощь детям в адаптации к детскому саду;
· проведение обследования детей и выработка рекомендаций по коррекции отклонений в их развитии;
· определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
· диагностика деятельности детей;
· организация и регулирование взаимоотношений детей со взрослыми;
· диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).
Работа с родителями:
· психолого-педагогическое просвещение родителей (консультации, родительские собрания, консультативный пункт, наблюдение за ребенком);
· развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
· снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу;
· обучение родителей методам и приемам организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста;
· ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов (внимание, память);
· обеспечение более высокого уровня подготовки детей к школе.
Работа с педагогами:
· индивидуальное и групповое консультирование;
· подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении и т.д.;
· повышение психологической компетенции педагогов
Основные направления коррекционной работы педагога-психолога.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения являются:
· индивидуализация образования;
· реализация компетентностного подхода;
· учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей воспитанников;
· формирование готовности воспитанников к регулярному обучению в школе в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями;
· формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
· мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
· использование средств психолого-педагогической поддержки воспитанников и развитие консультационной помощи детей с ОВЗ;
· диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень группы, уровень МАДОУ);
· вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);
· психолого-педагогическая поддержка участников конкурсов на разных уровнях;
· обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей личностной перспективы развития;
· формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
· учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников;
· формирование и развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников.
Диагностическая работа.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Обязательно проводится:
диагностика воспитанников подготовительных группы с целью определения особенностей психического развития для организации и координации работы по дальнейшему развитию эмоциональной и коммуникативной сфер.
диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
По запросам родителей, педагогов, администрации МАДОУ и личным наблюдениям педагог-психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Коррекционно - развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
В построении коррекционной работы необходимо ориентироваться на определенные эталоны психического развития, к которому важно приблизить ребенка, а в развивающей работе - на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития (последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического).
Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме, требованиям.
Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, социально-личностной сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы педагога-психолога. В том случае, если отклонения выражены в значительной степени, воспитанника необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно проводится выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования, проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми старших и подготовительных к школе групп, с целью коррекции отклонений психического развития и формирования качеств по линиям развития воспитанников (с учетом полученных диагностических данных ранее).
Консультационная работа.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация МАДОУ.
Обязательно проводится консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в МАДОУ и семье в интересах ребенка, тематические групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
Педагог-психолог может инициировать иные формы работы с персоналом МАДОУ с целью личностного и профессионального роста.
Просветительская работа.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации МАДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Обязательно проводится психологическое просвещение педагогов, психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, информационных сообщений в раздевалках и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей
Психопрофилактика.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды, выявление детей, требующих повышенного внимания педагогов.
Особенности организации коррекционно-образовательной деятельности педагога-психолога
Психологическая коррекция - это систематическая работа педагога-психолога направленная на специфическую помощь детям.
Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией МАДОУ в следующих формах:
· подгрупповые психокоррекционные занятия;
· тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
· занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
· тематические занятия с родителями.
В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
· развитие познавательной активности детей;
· нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
· развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
· психокоррекция поведения ребенка;
· формирование навыков общения, правильного поведения.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие графических навыков.
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие зрительной и слуховой памяти;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие внимания;
· умения работать по инструкции, алгоритму;
· умения планировать деятельность.
· коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:
- Предметно-манипулятивные;
- Двигательно-экспрессивные;
- Изобразительно-графические;
- Музыкально-ритмические;
- Вербально-коммуникативные.
- Развитие высших психических процессов.
Система психолого-медико-педагогической помощи:
- Первичное комплексное диагностическое обследование детей всеми специалистами.
- Занесение всех сведений о ребенке в индивидуальную карту развития.
- Разработка индивидуальной коррекционно-образовательной программы для каждого воспитанника и планирование коррекционной работы по социально-личностному развитию ребенка.
- Повторный ПМПк. Корректировка индивидуальной программы развития ребенка.
- Определение педагогического режима учреждения (создание условий, комплексный подход).
- Утверждение программы на ПМПк.
- Заключительные ПМПк, подведение итогов коррекционной работы и результаты подготовки ребенка к школьному обучению.
- Разработка рекомендаций по дальнейшему обучению в школе (класс коррекции, общеобразовательная школа).