МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 58
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Тема:Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
(2007 -2012 годы)
Актуальность проекта:
Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей, социальные условия семей, социальная инфраструктура региона,экологическая среда и медицинское обеспечение населения и детей в частности. О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует здоровье-сберегающая и здоровье укрепляющая составляющие.
Нашим педагогическим коллективом была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения,коррекции развития детей,отягощенных патологией органов речи, слуха, зрения, ЗПР, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ компенсирующего вида.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.
Коллектив педагогов ДОУ — стабильный, с большим творческим потенциалом, что позволяет решать самые сложные задачи, составлять авторские разработки, успешно осваивать новые педагогические технологии.Все вышеизложенное определило выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического
процесса. Основами построения стали системность, целостность и конкретность. Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом. Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию,обучению и коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Конкретность — сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.
Содержательная часть проекта основывается на тезисе Л.С. Выготского, что дефективным ребенка делает не его дефект, а отношение общества к нему и его (ребенка) собственное отношение к самому себе. Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада компенсирующего вида предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, культурно- досуговых, спортивно-оздоровительных,медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, обогащения его социального опыта, приобщения к здоровому образу жизни, развитие у него культуры общения, кругозора толерантного поведения.
Педагоги исходят из принципиальной позиции, заключающейся в следующем:
— нормально развивающийся ребенок может познать окружающий предметный, природный, социальный мир— аномальный ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуется его нормально развивающийся сверстник. Следовательно, если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально, и детей, имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению различны. И определяются они путем комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью разработки его индивидуальной программы развития, методов и приемов воспитания.
Концептуальные подходы помогают определить пути обеспечения стабильного функционирования ДОУ, его развития в соответствии с обновлением содержания дошкольного образования; способствуют оптимальному жизнеобеспечению, регулируют, согласовывают и координируют работу всего коллектива.
Основания модернизации содержания воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении:
- необходимость создания коррекционно-развивающей среды, отвечающей потребностям детей и взрослых, в рамках единого пространства становления личности ребенка в ДОУ и в семье на преемственных, единообразных началах.
- необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- необходимость создания коррекционно-развивающей службы, которая представляет собой простой, гибкий и динамичный способ объединения специалистов, обладающих разными функциональными знаниями, опытом и квалификацией.
Тема: Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.
Цель инновации:
Цель: Создание единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуаль ных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма детей;
- разработка и реализация ин дивидуальных и коллективных про грамм коррекции; и компенсации отклонений в развитии дошкольников в образовательном учреждении, исходя из особеннос тей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, региональных условий;
- разработка организационно-педагогических рекомендаций по оп тимизации образовательного процес са на основе диагнозов детей;
- организация оценки качества образовательного процесса, условий обучения и воспитания;
- разработка образовательных программ, проектов, методических систем, направленных на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.
Гипотеза: Важным условием коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии является тесное взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ, внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов.
Направления деятельности:
Блоки | Содержание деятельности |
1.Дифференциация оздоровительных, коррекционных и психолого-педагогических | -Формирование базы аналитических методик первичной и итоговой диагностики - Повышение эффективности педагогического и медицинского руководства и контроля за физическим и психическим развитием детей на основе квалифицированного, системного мониторинга -Проектирование спектра услуг на дифференцированной основе. -Разработка модели адаптационного периода детей в ДОУ. -Создание целостной системы управления коррекционно-образовательной системой ДОУ. -Установка договорных отношений с учреждениями медицины и специалистами различных направлений в целях обследования детей, консультирования родителей и педагогов. -Разработка внедрение обширной программы восстановления здоровья с использованием терапевтических процедур на базе ДОУ: -Подбор оптимальных вариантов закаливания детей. -Создание групп кратковременного пребывания диагностико-консультативного направления. -Санитарно-просветительский курс с младшим обслуживающим персоналом:« Психолого - педагогические основы здоровья детей». -Создание экономических стимулов реализации программы, достаточной для решения задач коррекции, оздоровления и развития детей. -Утверждение нормативно – правовой базы функционирования различных форм дошкольного образования в целях более полного удовлетворения потребностей семьи и ребенка. |
2.Конкретизация, расширение и углубление диагностических, коррекционно-развивающих, социально-адаптивных и оздоровительных функций образовательной системы. | Медицинская служба: Психологическая служба: Социально–педагогическая служба: Коррекционно-педагогическая служба: Учителя-дефектологи: Учителя-логопеды: Инструктор физкультуры, ЛФК: Музыкальные руководители: Воспитатели: Эколог: |
3. Расширение и специальная организация социокультурного пространства в просвещенческих и коррекционных целях. | Работа с родителями: — формирование у родителей психолого-педагогической компетентности посредством инструктивной и просветительской деятельности; — вовлечение родителей (наиболее подготовленных) к работе среди детей; - ознакомление с коррекционными программами; - адаптация в образовательной системе ДОУ элементов программы взаимодействия с родителями: «Шаг навстречу друг другу»; - создание системы консультаций (различных форм) по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; - изучение семьи (анкетирование, беседы, посещения) с целью уточнения и мотивации отношения родителей к коррекционно-образовательной работе в ДОУ и семье; - привлечение родителей к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, укреплению материальной базы ДОУ. |
4. Создание оптимальных условий для достижения планируемых результатов коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. | — создание коррекционно-развивающей среды и дополнительного образовательного пространства для насыщенного и безопасного существования ребенка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода; — формирование у субъектов образовательного процесса мотивационной, теоретической и технологической готовности к реализации системы; — обеспечение взаимодействия (взаимосвязи, интеграции и координации) всех специалистов ДОУ на межпредметной и междеятельностной основе, направленного на развитие, воспитание и обучение детей; — разработка и реализация технологий индивидуального подхода к детям как субъектам собственной жизни, позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы; - своевременный анализ, организация, контроль, регулирование и коррекция деятельности системы на основе управления, соуправления и самоуправления. |
Оценка эффективности деятельности ДОУ
Разрабатывая модель деятельности инновационного ДОУ, нельзя не прогнозировать будущие результаты и способы выражения позитивных изменений, которые могут свидетельствовать о решении основных воспитательно-образовательных идей.
Эффективность работы ДОУ измеряется рядом параметров:
- объективное продвижение детей, суммарные показатели динамики их развития по определенным критериям;
- личностный и профессиональный рост воспитателей, специалистов службы сопровождения, выявляемыйnbsp; в результате самооценки, экспертной оценки, анализа основных направлений деятельности, результатов практической работы с детьми;
- выявление эффективности деятельности структурных блоков педагогической системы по определенным параметрам.Также в основе эффективности деятельности ДОУ, как целостного образовательного учреждения, лежат следующие параметры:
- успешность овладения детьми содержания базовых программ и программ дополнительного образования;
- эффективность оздоровительных, профилактических и коррекционных программ для детей;
- всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды;
- повышение квалификации всех специалистов ДОУ, их направленность на гуманизацию воспитательного процесса;
- позитивное отношение к деятельности ДОУ всех участников образовательного процесса;
- ориентировка родителей на конструктивное партнерство со специалистами, гармонизация отношений в социуме, использование на практике идей социального партнерства.
Основные этапы инновационной деятельности и прогнозируемые результаты:
Этапы | Содержание | Предполагаемый результат |
1. Подготовительный (2007 – 2009 г.г.) | Экспертиза условий ДОУМониторинг проф. компетентности и творческого потенциала участников инновационных процессов.Исследование программно - методических источников.Анализ структуры образовательной системы, эффективности и взаимосвязи ее компонентов.Система повышения квалификации кадров.Создание творческих групп по инновационным блокам.Защита образовательных проектов по проблемам инновации.Консилиум по вопросам создаваемой модели дошкольного учреждения.Создание нормативно – правовой базы развития инновации.Формирование методической и технологической модели взаимодействия с родителями по проблемам развития и здоровья детей различных возрастных групп и социальных ситуаций. | Стабильность образовательной системы на принципах целостности, интеграции, Пакет аналитических методик;Описание концептуальной модели.Библиографический указатель актуальной информации по содержанию инновации.Локальные акты развития инновации и функционирования коррекционной системы ДОУ.Банк дидактических материалов по творческим интересам группы.Системные модули по работе с родителями. |
2. Технологический. Апробация концептуальной модели.(2009 – 20011) | Внедрение программ, технологий и проектов коррекционно-образовательной системы.Разработка и уточнение индивидуальныхмаршрутов коррекции здоровья детей по медицинскому предписанию и приоритетам воспитания и развития.Построение и апробация программ сопровождения детей различных групп здоровья и особенностей физического развития.Диагностика гигиенических нагрузок в образовательном процессе ДОУ, внесение коррективов в нормативы.Система научно – методического сопровождения творческого поиска.Создание банка методических и дидактических материалов.Диагностика качества образования и эффективности коррекционно-образовательной системы ДОУ. | Полная, разносторонняя карта здоровья детей ДОУ.Динамика изменения здоровья и физического развития детей. Комплекс мер по социальной реабилитации и обеспечению психического здоровья в образовательной системе ДОУ; Интегрированные образовательные системы физического воспитания и коррекционной работы. Методические рекомендации к снижению нагрузок.Методическая копилка по различным направлениям физического воспитания и коррекции отклонений в здоровье и физическом развитии.Пакет диагностических материалов по содержанию инновацииПрограмма научно - методических семинаров. |
3. Корректировкасозданной системы, обобщение материалов.(2011 – 2012) | Коррекция коррекционно-образовательной системы на основе показателей здоровья и развития детей и возможностей дополнительных услуг физического развития и коррекции.Мониторинг результатов образовательной системы.Защита и презентация дидактических модулей и образовательных проектов. | Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы игр, занятий с учетом диагнозов детей.Программа управления коррекционными процессами в ДОУ;Программа консультативно-практической помощи родителям |
4. Итоговый. 2012 г. | Комплексный мониторинг.Система рейтингов.Научно – практическая конференция.Публикация материалов из опыта работы.Маркетинг созданной системы. | Аналитические материалы по качественной характеристике результатов эффективности оздоровительных, профилактических и коррекционных программ для детей;Комплект учебно - методических пособий по обозначенной проблеме.Аудио, видео, мультимедио материалы. |
Условия развития инновации
Проектирование инновационной модели ДОУ осуществляется на системном, модульном и локальном уровнях. При этом важно выявить возможные ресурсы и тем самым обосновать основные условия, необходимые для организации опытной деятельности, которые должны создаваться в учреждении с первых шагов его существования. Из наиболее важных условий выделим следующие:
кадровые
– связаны с подбором и расстановкой кадров разного профиля: педагогов, работников службы сопровождения. В связи с новыми задачами ДОУ потребовались специалисты, которые имеют квалификацию, позволяющую им вести основные направления дополнительного образования для детей. В свою очередь это потребовало создания внутри инновационного учреждения системы специального направления, связанного с повышением профессионального мастерства работников учреждения, и расширило сферу кадровых условий;
организационно – педагогические – связаны с деятельностью по созданию развивающей среды, что позволяет расширить идеи современного дошкольного образования, удовлетворить разнообразные образовательные потребности воспитанников учреждения за счет широкого диапазона образовательных программ и технологий их реализации;
организационно – здоровьесберегающие – связаны с охраной здоровья детей, ориентацией их на здоровый образ жизни. Это включает в себя следующее: изучение состояния здоровья, постоянный анализ заболеваний, охранительно – профилактическую работу, деятельность физкультурно-оздоровительного комплекса;
психологические– направлены на создание благоприятного климата в коллективе, его сплочение, в основе чего лежит уважение к личности каждого, признание его достоинств и особенностей, создание условий для роста творческой активности и профессионального совершенствования; поиск разных способов профессионального самоутверждения, самоопределения; создание эффективных мер поощрения работников учреждения;
материально – технические - включают в себя создание новых учебных и досуговых помещений. Возникает необходимость в увеличении библиотечного фонда и его рациональное использования. Изучение результативности работы, к которой подключены психологи, требует компьютерной и множительной техники, а также создание видеозаписей, помогающих в совершенствовании методических и аналитических функций специалистов; социо – культурные – совершенствуются в результате укрепления связей с микрорайоном и далеко распространяются за его пределы. Реализуются совместные программы с культурно – образовательными учреждениями города, края.
административно – правовые и финансовые условия – учреждение, опираясь на городские нормативы, имеет творчески разработанную документацию. В последнее время рационально распределены обязанности с сотрудников, учитывающие требования НОТ, конкретные условия работы, специфику деятельности сотрудников учреждения. Разработан Устав, Положение обо всех основных направлениях деятельности учреждения и персонала, программы, проекты и др. документация;
научно – методические - связаны с использованием результатов педагогических исследований, по основным проблемам социологии, психологии теории управления, гигиены, педагогики. Консалтинговое сопровождение научно – методического поиска педиатрической службой и специалистами АФ ГОУ ККИДППО.