Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Взаимодействие специалистовМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 58
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Тема:Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ
(2007 -2012 годы)
Актуальность проекта:
Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей, социальные условия семей, социальная инфраструктура региона,экологическая среда и медицинское обеспечение населения и детей в частности. О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует здоровье-сберегающая и здоровье укрепляющая составляющие.
Нашим педагогическим коллективом была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения,коррекции развития детей,отягощенных патологией органов речи, слуха, зрения, ЗПР, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ компенсирующего вида.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.
Коллектив педагогов ДОУ — стабильный, с большим творческим потенциалом, что позволяет решать самые сложные задачи, составлять авторские разработки, успешно осваивать новые педагогические технологии.Все вышеизложенное определило выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического
процесса. Основами построения стали системность, целостность и конкретность. Системный характер предполагает, что все компоненты системы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом. Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию,обучению и коррекции развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Конкретность — сохранение индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.
Содержательная часть проекта основывается на тезисе Л.С. Выготского, что дефективным ребенка делает не его дефект, а отношение общества к нему и его (ребенка) собственное отношение к самому себе. Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада компенсирующего вида предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, культурно- досуговых, спортивно-оздоровительных,медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, обогащения его социального опыта, приобщения к здоровому образу жизни, развитие у него культуры общения, кругозора толерантного поведения.
Педагоги исходят из принципиальной позиции, заключающейся в следующем:
— нормально развивающийся ребенок может познать окружающий предметный, природный, социальный мир
— аномальный ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуется его нормально развивающийся сверстник. Следовательно, если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально, и детей, имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению различны. И определяются они путем комплексного медико-психолого-педагогического
изучения ребенка с целью разработки его индивидуальной программы развития, методов и приемов воспитания.
Концептуальные подходы помогают определить пути обеспечения стабильного функционирования ДОУ, его развития в соответствии с обновлением содержания дошкольного образования; способствуют оптимальному жизнеобеспечению, регулируют, согласовывают и координируют работу всего коллектива.
Основания модернизации содержания воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении:
- необходимость создания коррекционно-развивающей среды, отвечающей потребностям детей и взрослых, в рамках единого пространства становления личности ребенка в ДОУ и в семье на преемственных, единообразных началах.
- необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- необходимость создания коррекционно-развивающей службы, которая представляет собой простой, гибкий и динамичный способ объединения специалистов, обладающих разными функциональными знаниями, опытом и квалификацией.
Тема: Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ.
Цель инновации:
Цель: Создание единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуаль ных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма детей;
- разработка и реализация ин дивидуальных и коллективных про грамм коррекции; и компенсации отклонений в развитии дошкольников в образовательном учреждении, исходя из особеннос тей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, региональных условий;
- разработка организационно-педагогических рекомендаций по оп тимизации образовательного процес са на основе диагнозов детей;
- организация оценки качества образовательного процесса, условий обучения и воспитания;
- разработка образовательных программ, проектов, методических систем, направленных на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.
Гипотеза: Важным условием коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии является тесное взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ, внедрение эффективных педагогических технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов.
Направления деятельности:
Блоки |
Содержание деятельности |
1.Дифференциация оздоровительных, коррекционных и психолого-педагогических |
-Формирование базы аналитических методик первичной и итоговой диагностики
- Повышение эффективности педагогического и медицинского руководства и контроля за
физическим и психическим развитием детей на основе квалифицированного, системного мониторинга
-Проектирование спектра услуг на дифференцированной основе.
-Разработка модели адаптационного периода детей в ДОУ.
-Создание целостной системы управления коррекционно-образовательной системой
ДОУ.
-Установка договорных отношений с учреждениями медицины и специалистами
различных направлений в целях обследования
детей, консультирования родителей
и педагогов.
-Разработка внедрение обширной программы
восстановления здоровья с использованием терапевтических процедур на базе ДОУ:
а) ингаляции
б) массаж
в) психотерапия
г) игротерапия
д) музыкотерапия
е) ароматерапия
д) физиокоррекция
е) лечебная гимнастика
-Подбор оптимальных вариантов закаливания детей.
-Создание групп кратковременного пребывания диагностико-консультативного направления.
-Санитарно-просветительский курс с младшим обслуживающим персоналом:« Психолого - педагогические основы здоровья детей».
-Создание экономических стимулов реализации программы, достаточной для решения
задач коррекции, оздоровления и развития детей.
-Утверждение нормативно – правовой базы функционирования различных форм
дошкольного образования в целях более полного удовлетворения потребностей семьи и ребенка. |
2.Конкретизация, расширение и углубление диагностических, коррекционно-развивающих, социально-адаптивных
и оздоровительных функций образовательной
системы. |
Медицинская служба:
— проведение неврологического, психиатрического, педиатрического обследования детей,
систематическое наблюдение за состоянием их здоровья и развитием;
— по результатам диагностики, а также данным, полученным из анамнеза, бесед с воспитателями и родителями, организация лечебно-профилактической работы с ребенком;
— взаимодействие и партнерство с другими специалистами, решающими вопросы помощи дошкольнику;
— выявление степени соматических, невротических и психопатических расстройств;
— определение особенностей функционально-психических нарушений;
— разработка индивидуальных лечебных и лечебно-коррекционных программ;
— соответствующая помощь и консультирование родителей и воспитателей.
Психологическая служба:
— определение на основе данных психодиагностики общего
уровня интеллектуального, речевого и в целом психического развития детей;
— выявление нарушений психического развития или степени его отклонений.
— анализ степени сформированности психических функций;
— выявление особенностей интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников с
проблемами развития по ряду психологических критериев;
— изучение личностных свойств, негативно влияющих на психическое здоровье:
развитие, поведение, воспитанность, обучаемость (социометрический статус, уровень самооценки,
мотивов и
установок и т.д.);
— определение на этой основе плана задач развития каждого воспитанника;
— прогнозирование интеллектуального и речевого развития детей;
— разработка комплекса мер психологической поддержки, коррекции или компенсации, включая психологические тренинги;
— формирование у родителей и педагогов адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития детей и установки на позитивное взаимодействие с психологами и педагогами;
— психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей;
— социально-психологическая диагностика развития групп (коллективов), определение уровня их сплоченности, референтности, организованности;
— оптимизация морально-психологического климата социума ребенка.
Социально–педагогическая служба:
- профилактика и преодоление конфликтных и стрессогенных взаимоотношений в семье;
— обеспечение самореализации детей в интересной для них, социально-полезной (спортивной, художественной и др.) деятельности;— развитие разнообразных интересов, способностей, активного самоутверждения в неформальном социуме на нравственно здоровой основе;
—создание эмоционально благоприятной окружающей обстановки;
— обеспечение щадящего режима для нуждающихся;
— привитие ценностных ориентации нравственного и гражданского характера;
— приобщение детей к посильному труду;
Коррекционно-педагогическая служба:
Учителя-дефектологи:
- систематизация рекомендаций специалистов;
- выбор оптимальных программ для детей;
- подбор коррекционной программы;
- разработка индивидуальных коррекционных программ;
- разработка консультаций для родителей и педагогов.
Учителя-логопеды:
- обогащение активного и пассивного словаря;
- формирование правильного (лексически и грамматически) строя речи;
- формирование звукопроизношения, исправление косноязычия;
- разработка консультаций для родителей и педагогов.
Инструктор физкультуры, ЛФК:
- коррекция нарушений осанки, положения стоп, комбинированных дефектов;
- формирование двигательного и гигиенического режимов.- использование приемов психогимнастики, дыхательной гимнастики, релаксации, элементов самомассажа.Согласование интегрированных образовательных проектов (руководителя ФИЗО, музыкальных руководителей, педагогов разных возрастных групп), направленных на формирование физической культуры и приобщение к спорту.
Музыкальные руководители:
- определение на основе данных диагностики общего уровня исполнительских, творческих знаний, умений, навыков детей;
— выявление особенностей усвоения музыкально-эстетического материала дошкольниками с проблемами развития;
— внедрение коррекционных технологий: логоритмика, фонетическая ритмика.
Воспитатели:
- освоение разноуровневых программ;
- внедрение и разработка инд.коррекционных программ;
- обеспечение щадящего режима;
- наблюдение за динамикой развития детей;
- внедрение эффективных технологий в работе с детьми, родителями.
Эколог:
Опыты и экспериментирование.
Прогулки в природу.
Экологические акции, марафоны, праздники.
Конкурсы поделок.
Организация исследовательской работы с детьми в экспериментальных лабораториях групп, кабинете Экологии.
Пед. диагностика.
Наблюдения за детьми
Анализ пед. диагностики. |
3. Расширение и специальная организация социокультурного пространства в просвещенческих и коррекционных целях. |
Работа с родителями:
— формирование у родителей психолого-педагогической компетентности посредством инструктивной и просветительской деятельности;
— вовлечение родителей (наиболее подготовленных) к работе среди детей;
- ознакомление с коррекционными программами;
- адаптация в образовательной системе ДОУ элементов программы взаимодействия с родителями: «Шаг навстречу друг другу»;
- создание системы консультаций (различных форм) по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;
- изучение семьи (анкетирование, беседы, посещения) с целью уточнения и мотивации отношения родителей к коррекционно-образовательной работе в ДОУ и семье;
- привлечение родителей к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, укреплению материальной базы ДОУ. |
4. Создание оптимальных условий для достижения планируемых результатов коррекционно-образовательной работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья. |
— создание коррекционно-развивающей среды и дополнительного образовательного пространства для насыщенного и безопасного существования ребенка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода;
— формирование у субъектов образовательного процесса мотивационной, теоретической и технологической готовности к реализации системы;
— обеспечение взаимодействия (взаимосвязи, интеграции и координации) всех специалистов ДОУ на межпредметной и междеятельностной основе, направленного на
развитие, воспитание и обучение детей;
— разработка и реализация технологий индивидуального подхода к детям как субъектам собственной жизни, позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
- своевременный анализ, организация, контроль, регулирование и коррекция деятельности системы на основе управления, соуправления и самоуправления. |
Оценка эффективности деятельности ДОУ
Разрабатывая модель деятельности инновационного ДОУ, нельзя не прогнозировать будущие результаты и способы выражения позитивных изменений, которые могут свидетельствовать о решении основных воспитательно-образовательных идей.
Эффективность работы ДОУ измеряется рядом параметров:
- объективное продвижение детей, суммарные показатели динамики их развития по определенным критериям;
- личностный и профессиональный рост воспитателей, специалистов службы сопровождения, выявляемыйnbsp; в результате самооценки, экспертной оценки, анализа основных направлений деятельности, результатов практической работы с детьми;
- выявление эффективности деятельности структурных блоков педагогической системы по определенным параметрам.Также в основе эффективности деятельности ДОУ, как целостного образовательного учреждения, лежат следующие параметры:
- успешность овладения детьми содержания базовых программ и программ дополнительного образования;
- эффективность оздоровительных, профилактических и коррекционных программ для детей;
- всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды;
- повышение квалификации всех специалистов ДОУ, их направленность на гуманизацию воспитательного процесса;
- позитивное отношение к деятельности ДОУ всех участников образовательного процесса;
- ориентировка родителей на конструктивное партнерство со специалистами, гармонизация отношений в социуме, использование на практике идей социального партнерства.
Основные этапы инновационной деятельности и прогнозируемые результаты:
Этапы |
Содержание |
Предполагаемый результат |
1. Подготовительный (2007 – 2009 г.г.) |
Экспертиза условий ДОУМониторинг проф. компетентности и творческого потенциала участников инновационных процессов.Исследование программно - методических источников.Анализ структуры образовательной системы, эффективности и взаимосвязи ее компонентов.Система повышения квалификации кадров.Создание творческих групп по инновационным блокам.Защита образовательных проектов по проблемам инновации.Консилиум по вопросам создаваемой модели дошкольного учреждения.Создание нормативно – правовой базы развития инновации.Формирование методической и технологической модели взаимодействия с родителями по проблемам развития и здоровья детей различных возрастных групп и социальных ситуаций. |
Стабильность образовательной системы на принципах целостности, интеграции, Пакет аналитических методик;Описание концептуальной модели.Библиографический указатель актуальной информации по содержанию инновации.Локальные акты развития инновации и функционирования коррекционной системы ДОУ.Банк дидактических материалов по творческим интересам группы.Системные модули по работе с родителями. |
2. Технологический. Апробация концептуальной модели.(2009 – 20011) |
Внедрение программ, технологий и проектов коррекционно-образовательной системы.Разработка и уточнение индивидуальныхмаршрутов коррекции здоровья детей по медицинскому предписанию и приоритетам воспитания и развития.Построение и апробация программ сопровождения детей различных групп здоровья и особенностей физического развития.Диагностика гигиенических нагрузок в образовательном процессе ДОУ, внесение коррективов в нормативы.Система научно – методического сопровождения творческого поиска.Создание банка методических и дидактических материалов.Диагностика качества образования и эффективности коррекционно-образовательной системы ДОУ. |
Полная, разносторонняя карта здоровья детей ДОУ.Динамика изменения здоровья и физического развития детей. Комплекс мер по социальной реабилитации и обеспечению психического здоровья в образовательной системе ДОУ; Интегрированные образовательные системы физического воспитания и коррекционной работы. Методические рекомендации к снижению нагрузок.Методическая копилка по различным направлениям физического воспитания и коррекции отклонений в здоровье и физическом развитии.Пакет диагностических материалов по содержанию инновацииПрограмма научно - методических семинаров. |
3. Корректировкасозданной системы, обобщение материалов.(2011 – 2012) |
Коррекция коррекционно-образовательной системы на основе показателей здоровья и развития детей и возможностей дополнительных услуг физического развития и коррекции.Мониторинг результатов образовательной системы.Защита и презентация дидактических модулей и образовательных проектов. |
Методические рекомендации и дополнения в образовательные системы игр, занятий с учетом диагнозов детей.Программа управления коррекционными процессами в ДОУ;Программа консультативно-практической помощи родителям |
4. Итоговый. 2012 г. |
Комплексный мониторинг.Система рейтингов.Научно – практическая конференция.Публикация материалов из опыта работы.Маркетинг созданной системы. |
Аналитические материалы по качественной характеристике результатов эффективности оздоровительных, профилактических и коррекционных программ для детей;Комплект учебно - методических пособий по обозначенной проблеме.Аудио, видео, мультимедио материалы. |
Условия развития инновации
Проектирование инновационной модели ДОУ осуществляется на системном, модульном и локальном уровнях. При этом важно выявить возможные ресурсы и тем самым обосновать основные условия, необходимые для организации опытной деятельности, которые должны создаваться в учреждении с первых шагов его существования. Из наиболее важных условий выделим следующие:
кадровые
– связаны с подбором и расстановкой кадров разного профиля: педагогов, работников службы сопровождения. В связи с новыми задачами ДОУ потребовались специалисты, которые имеют квалификацию, позволяющую им вести основные направления дополнительного образования для детей. В свою очередь это потребовало создания внутри инновационного учреждения системы специального направления, связанного с повышением профессионального мастерства работников учреждения, и расширило сферу кадровых условий;
организационно – педагогические – связаны с деятельностью по созданию развивающей среды, что позволяет расширить идеи современного дошкольного образования, удовлетворить разнообразные образовательные потребности воспитанников учреждения за счет широкого диапазона образовательных программ и технологий их реализации;
организационно – здоровьесберегающие – связаны с охраной здоровья детей, ориентацией их на здоровый образ жизни. Это включает в себя следующее: изучение состояния здоровья, постоянный анализ заболеваний, охранительно – профилактическую работу, деятельность физкультурно-оздоровительного комплекса;
психологические– направлены на создание благоприятного климата в коллективе, его сплочение, в основе чего лежит уважение к личности каждого, признание его достоинств и особенностей, создание условий для роста творческой активности и профессионального совершенствования; поиск разных способов профессионального самоутверждения, самоопределения; создание эффективных мер поощрения работников учреждения;
материально – технические - включают в себя создание новых учебных и досуговых помещений. Возникает необходимость в увеличении библиотечного фонда и его рациональное использования. Изучение результативности работы, к которой подключены психологи, требует компьютерной и множительной техники, а также создание видеозаписей, помогающих в совершенствовании методических и аналитических функций специалистов; социо – культурные – совершенствуются в результате укрепления связей с микрорайоном и далеко распространяются за его пределы. Реализуются совместные программы с культурно – образовательными учреждениями города, края.
административно – правовые и финансовые условия – учреждение, опираясь на городские нормативы, имеет творчески разработанную документацию. В последнее время рационально распределены обязанности с сотрудников, учитывающие требования НОТ, конкретные условия работы, специфику деятельности сотрудников учреждения. Разработан Устав, Положение обо всех основных направлениях деятельности учреждения и персонала, программы, проекты и др. документация;
научно – методические - связаны с использованием результатов педагогических исследований, по основным проблемам социологии, психологии теории управления, гигиены, педагогики. Консалтинговое сопровождение научно – методического поиска педиатрической службой и специалистами АФ ГОУ ККИДППО. |
Календарь |
---|
« Октябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|