ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТАПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ ЯКИНА Л.А.
«Взаимодействие
специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ»
Грамотная и квалифицированная
помощь детям, имеющим отклонения в развитии, должна оказываться не только
деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения. Вовлечение в
коррекционный процесс родителей, взаимодействие ДОУ с семьей наиболее
эффективно способствует гармоничному интеллектуальному, физическому и
психическому развитию ребенка, его личностному росту.
В связи с этим, одним из основных направлений деятельности нашего
дошкольного учреждения является нахождение путей взаимодействия с родителями,
расширение их знаний, помощь в понимании особенностей личности ребенка,
определение дальнейших путей воспитательного воздействия.
Содержание работы, созданного в нашем учреждении клуба для родителей
«Азбука общения», а именно направление групповой работы с семьей обеспечивает
поддержку родителей, помощь им в решении сложных психолого – педагогических
задач, способствует повышению эффективности психокоррекционных мероприятий с
детьми.
Групповые формы работы с семьей позволили многим родителям изменить свою
позицию к ребенку и отношение к имеющимся у него отклонениям, помогли понять и
принять его таким, какой он есть. Совместное обсуждение проблем родителей, их
отношение к трудностям своих детей способствовало развитию у них понимания
того, что они не одиноки в своей беде, вызывало желание сотрудничества с
дошкольным учреждением. Реализации этих задач способствовали такие формы работы
как:
тематические консультации
«Мой ребенок не такой как все»,
«Причины отставания ребенка в развитии», «Грамматика общения», «Как обеспечить эмоциональное благополучие
ребенка» и т.д.
психологические тренинги
«Взаимодействие родителей с
детьми», «Межличностные отношения в семье», «Тренинг общения для родителей,
имеющих детей с ограниченными возможностями» и т.д.
Не менее эффективными оказались и нетрадиционные формы взаимодействия с
семьей:
деловые игры
«Наша дружная семья», «Играем вместе», «Копилка желаний» и т.д.
круглые столы
«Особенности воспитания
агрессивного ребенка», «Детские страхи – это серьезно?» и т.д.
творческие гостиные
«Дерево знаний», «Мы хотим, чтобы все улыбались»
Именно они, своей нестандартной структурой форм обеспечили активное
участие родителей в данных мероприятиях, стимулировали их инициативу в общении
со специалистами ДОУ, способствовали повышению уровня мотивации в отношении
сотрудничества с коррекционно – образовательным учреждением.
Данные формы работы способствовали также повышению психолого –
педагогической компетентности родителей, помогали в обучении их приемам взаимодействия
с детьми, носящими коррекционную направленность. Так были проведены:
семинары – практикумы
«Эффективность взаимодействия с
гиперактивными и тревожными детьми», «Мудрость в повседневных контактах»,
«Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
и т.д.
психологические тренинги
«Коррекция эмоциональной сферы средствами
психогимнастики», «Семь шагов» (формирование и развитие чувства родительской
любви к детям), «Методы преодоления
жизненных кризисов» и т.д.
Кроме того, данные
психологические тренинги направлены на создание положительного психо –
эмоционального климата в семье, на формирование положительных установок в
сознании родителей – что обязательно скажется на их подходе в воспитании детей.
Работа нашего клуба является одним из важнейших шагов в направлении
психопрофилактической поддержки и психолого – педагогического сопровождения
детей и родителей |