Ребёнок
с синдромом Дауна- развитие и воспитание в условиях детского сада.
В сентябре 2009 года в нашем МДОУ № 58
компенсирующего вида открылась группа для детей с синдромом Дауна. К нам пришли
дети в возрасте от 3 до 7 лет, в количестве 8 человек. До поступления в детский
сад эти дети находились дома с мамами, и только некоторые из них обучались в
реабилитационном центре. Период адаптации детей прошёл хорошо. Практически все
дети с удовольствием оставались в группе, а вечером дажене хотели уходить.
Возможности этих детей крайне
ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании
педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть
достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной
для ребёнка среды, научнообоснованных программ воспитания и обучения,
адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.
Руководство детского сада, педагоги,
родители позаботились о создании развивающей среды в группе, сделав её
многофункциональной и уютной. С детьми работает сплочённый, дружный коллектив
педагогов, люди, которые приняли и полюбили детей, не взирая,
на их ограниченные возможности.Современные изменения в системе
дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно- развивающего
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в
стремлении специалистов исследователей к поискам вариативных программ, в
использовании новых методов обучения и воспитания. Ключевой позицией обновления
дошкольного специального образования является создание условий для системного
развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального
опыта.Мы в работе с детьми с синдромом используем
методические пособия, разработанные специальными педагогами Центра ранней
помощи «Даунсайд-Ап», а также программу « Коррекционно- развивающее обучение и
воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. Ориентируемся на то, чтобы дать
детям базовое образование. Проводим занятия подгруппами, но больше занимаемся
индивидуально.Дети с синдромам Дауна проходят те же
стадии развития. Формирование их идёт тем же путём, что и обычно развивающегося
сверстника, однако ребёнок с синдромом дольше находится на каждой стадии
развития. Нарушение восприятия, памяти, внимания отрицательно сказывается
процессе формирования представлений. Поэтому выстраивая обучающий процесс мы
ориентируемся не на физический возраст, а на уровень развития ребёнка. Следуя
обычному направлению развития, отводим больше времени каждому этапу, увеличивая
количество повторений. Систему работы строим по следующим разделам: - развитие слуховых ориентировочных
реакций; - развитие понимания речи, внимания,
памяти в процессе общения со взрослым, на основе обогащения представлений об
окружающем; - формирование предпосылок для
развития активной речи; - развитие зрительных ориентировочных
реакций, зрительно- моторной координации; - развитие ручной моторики, действий
с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
Рядом с этими детьми понимаешь, что
мир намного сложнее, многообразнее, чем путь к успеху. И эти дети, если они
даже чем-то не такие, как другие всё
равно заслуживают любви и внимания. учитель- дефектолог Гутенева Г.Д.
|