Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 01:00



Меню сайта
Категории раздела
Творческие работы педогогов [16]
Авторские работы педогогов МДОУ58
Статьи для специалистов [20]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи для специалистов

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Воспитатель МБДОУ №58Тарасьян С.Н.

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте проблема развития элементарных математических представлений актуализируется в наибольшей степени, это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе.

Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению целей. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и не важно, что только путем проб и ошибок.

Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, дать пищу уму ребенка, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Вот почему обучение в детском саду направлено прежде всего на развитие умственных, творческих, познавательных, интеллектуальных способностей, воспитание у детей рационального мышления. Педагогическая практика свидетельствует о том, что развитию мыслительной деятельности дошкольников в наибольшей мере способствует изучение элементарной математики.

Математическое развитие по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Что же включает в себя понятие «математическое развитие дошкольника»?

Под математическим развитием детей дошкольного возраста понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые проходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание действий выполняемых ребенком переносится во внутренний план (действия в уме).

Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая форма предполагает рассуждения, и наконец, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Наша задача состоит в том, чтобы дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной.

Особое значение имеет накоплен6ие и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многизх сторон математической действительности. Если у ребенка отсутствуют образы представлений, включается механическое запоминание, позволяющее удерживать в памяти те или иные понятия, но не продолжительное время. А главное – механическое формальное запоминание имеет ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные ситуации производится с трудом, а в нестандартные – становится вообще невозможным. Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. Оберегая ребенка от необходимости, пропуская через себя, осмысливать окружающий мир, можно нанести детям непоправимый ущерб: способствовать развитию у них интеллектуальной пассивности. В силу этого учебный материал необходимо строить не в  виде готовых знаний, а в виде проблем побуждающих к самостоятельному поиску «открытию».

Например: ребенку предлагается прокатить два предмета через ворота (куб и шар). Дети самостоятельно приходят к выводу, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Таким образом, самостоятельные «открытия» детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.

Поисковая деятельность – это своеобразная модель жизненной ситуации. Стратегия поведения вырабатывается очень рано и зависит от многих условий. Огромное значение имеет опыт первых лет жизни. Проблемность обучений способствует гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка. Именно здесь зарождается жизненная стратегия, способность адаптироваться к новым условиям, умение воспринимать жизненные изменения как сигнал для активности, а не как причину для тревоги. Вопрос является для ребенка стимулом к поиску ответа, а знание определенных закономерностей и логика в рассуждениях облегчают путь к достижению цели. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но не упорядоченным, не организованным.

Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы то и другое стало развивающим. Как сделать, чтобы, познавая математику ребенок достиг успеха? Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Содержание учебного математического материала, который усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из основ самой науки, ее первоначальных и основополагающих понятий, таких как счет, число, геометрические фигуры, измерение и величина, пространственные и временные отношения, а также логические задачи. Очевидно, что содержание обучения направлено на формирование у детей этих математических представлений и понятий, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному. И здесь все зависит от взрослых, от их желания и умения развивать интеллект, одобряя и помогая. Этот нелегкий труд нужно уметь превращать в увлекательную игру, и он должен обязательно носить систематический характер. В дошкольном возрасте в форме игры возможно привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Потребность в игре и желание играть у детей, необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач.

Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка дошкольного возраста. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения математики, красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения, разнообразные дидактические материалы. Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно расширяют познавательные интересы и углубляют знания детей. В игре дети не заметно для себя выполняют большое число упражнений, арифметических действий, тренируются в счете, сравнивают множества и числа и т.д. Занятия по формированию элементарных математических представлений необходимо проводить деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставление существенных признаков. Ребенок должен выступать в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А воспитателю нужно подвести детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия. В ходе занятий следует широко использовать дидактические игры, занимательные задачи, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. В соответствии с возрастными особенностями детей, формы организации занятий могут быть разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия проходит через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Целесообразно использовать соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления.

Формировать пространственно-временные отношения простейшие геометрические представления и навыки счета. В каждое занятие могут быть включены физминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволит переключать активность (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Возрастные особенности детей должны определять насыщенность учебного материала игровыми заданиями. Использование на занятиях большого количества игр вовсе не означает снижение уровня математического содержания. Напротив, многие традиционные для дошкольной подготовки темы можно перенести на более ранний период, это послужит существенному расширению и обогащению математических представлений у детей. Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как трудоемкая теория, а как знакомство с интересными явлениями и закономерностями окружающего мира.

Так закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое проявляется интеллектуальная активность.

Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!

 

 

 

Категория: Статьи для специалистов | Добавил: Администратор (11.09.2015)
Просмотров: 1268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вся информация, фото и видео-материалы на официальном сайте МАДОУ №58 размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Copyright ARMDOU58 © 2024
Хостинг от uCoz