«ИКТ как
средство оптимизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Учитель-дефектолог Гутенева Галина Дмитриевна Информатизация общества существенно
изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды,
отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со
временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.
Если компьютеризация школьного
образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском
саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент
педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее
входят в нашу жизнь.
Информационные образовательные
технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные
технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения
педагогических целей..
Информационно-коммуникационные
технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов,
технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном
процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности
специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,
специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)
детей.
Где же ИКТ могут помочь современному
педагогу в его работе?
·
Подбор
иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с
детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет;
принтер, презентация).
·
Подбор
дополнительного познавательного материала.
·
Обмен
опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
·
Оформление
групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а
достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
·
Создание презентаций
в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной
деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе
проведения родительских собраний.
При создании единой базы
методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше
свободного времени.
Сегодня многие детские сады
оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- методика использования ИКТ в
образовательном процессе,
- систематизация компьютерных
развивающих программ,
- единые программно-методические
требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный
вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой.
Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою
деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает
обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Это прежде всего:
- преобразование
предметно-развивающей среды;
- создание новых средств для
развития детей;
- использование новой наглядности.
В своей деятельности мы выделили
следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с
дошкольниками:
- создание презентаций;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих
программ;
- разработка и использование
собственных авторских программ.
В нашем детском саду педагоги
используют разнообразное оборудование:
·
Телевизоры с
DVD приставками.
·
Компьютеры.
·
Мультимедийный
проектор.
·
Принтер.
·
Магнитофоны.
·
интерактивная
доска.
·
Видео - и
фотокамеру.
В результате нашей работы по
внедрению информационных технологий мы отметили их преимущества перед
традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения
использования электронных средств обучения, так как они передают информацию
быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация
надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к
изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному
усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая
способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно,
учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом
включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты
позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает
затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение
волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие
жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной
жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных
технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая
и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные
возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Использование компьютерных технологий в
коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого
подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с
помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации в
электронном виде, диагностики, создание презентаций по лексическим темам.
Средства ИКТ дают нам возможность представить и раскрыть теоретические и
практические аспекты логопедической работы для родителей (памятки, буклеты,
консультации, информационные стенды, видеофильмы, презентации).
Осознанное отношение ребенка к своему
речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивация –
одна из центральных задач в работе. Бывает, что владения методикой коррекции
речи и нашего желания недостаточно для положительной динамики речевого развития
детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние
картинок с целью автоматизации звука. В этом случае одним из средств оптимизации
процесса коррекции, который мы
используем в своей работе, это применение компьютерных
программно-методических средств, которые поддерживают у детей с различной
речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность
логопедической работы в целом. Движение, звук, мультипликация надолго
привлекают внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд,
вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому
занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных
технологий в работе с детьми дошкольного возраста с патологией для формирования
у них положительной мотивации к занятиям, по моему мнению, особо актуальна.
В настоящее время разработано
множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с
энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным
психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям
и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального
и эстетического развития детей
Применение компьютерной техники
позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать
познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ИКТ могут быть использованы на любом
этапе совместной организованной деятельности:
В начале для обозначения темы с
помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
Как сопровождение объяснения
педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Как информационно-обучающее пособие
Для контроля усвоения материала
детьми.
Спектр использования ИКТ в
образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм
подготовки и представления учебного материала к совместной организованной
деятельности в нашем детском саду - это создание мультимедийных презентаций.
Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких
образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы,
которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие
на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо
большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел –
и запомнил».
Помимо создания и использования
презентаций мы очень эффективно пользуемся ресурсами Интернета. ИКТ используем
в подготовке и проведении праздников..
Признав в тоже время при внедрении
ИКТ в воспитательно-образовательный процесс педагоги могут столкнуться со
следующими проблемами:
- не каждый педагог обладает
квалификацией для работы с компьютером,
- недостаточная оснащенность
дошкольных учреждений,
- недостаток помещений,
- высокая цена на мультимедийное
оборудование.
И допустить следующие ошибки:
- несоблюдение
санитарно-эпидемиологических правил,
- неправильное определение
дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
- бесплановость, случайность
применения ИКТ,
- нередко происходит перенасыщение
анимацией, слайдами, рисунками,
- несоответствие возрасту детей.
Зная, что компьютер – новое мощное
средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как
самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и
требованиями Санитарных правил.
Как показывает практика, без
информационных технологий уже невозможно представить себе современного
образования. Использование ИКТ становится привычным для детей,
а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним
из важных результатов инновационной работы в детском саду.
В заключение хочется отметить, что в
условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в
различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная
деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть
эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с
использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам
компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование
информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка
достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого
ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным
потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить
живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. |