Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 03:33



Меню сайта
Категории раздела
Творческие работы педогогов [16]
Авторские работы педогогов МДОУ58
Статьи для специалистов [20]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи для специалистов

Использование дидактических игр для развития восприятия пространства у дошкольников с косоглазием и амблиопией

Использование дидактических игр для развития восприятия пространства у дошкольников с косоглазием и амблиопией

Учитель-дефектолог Михно Е.В.

(Консультация уч.-дефектолога для педагогов)

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1.игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения . можно согласиться с Л.С.Выготским, который писал, что и «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность , игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идёт медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно – образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

4.недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием  той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками, учителями).  Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

 

Дидактическая игра включается во все системы обучения и воспитания дошкольников.

Дидактическая игра включается во все системы обучения и воспитания дошкольников. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником – различные виды деятельности. В школьном – учение, в дошкольном возрасте – игра. Учение отличается своей обязанностью направлять свои умственные усилия на решение строго определённых задач. Учение отличается своей обязанностью направлять свои умственные усилия на решение строго определённых задач. Учение требует от ребёнка определённой дисциплины мысли, умения контролировать свои действия. Игра даёт возможность детям проявить активность, самостоятельность, воображение, творчество. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться. Умственно напрягаться.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности, что повышает умственную активность. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, сенсорное развитие происходит в неразрывной связи с развитием логического мышления; также формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: « Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

 

А.И. Сорокина выделяет следующие типы дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы  (игры-диалоги).

 

Охарактеризуем кратко каждый вид.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить  впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

 Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

 

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги Буратино расставить знаки препинания”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.

Игры-предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее сообразит?”.

Игры-загадки.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Критерии отбора методик:

соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;

диагностическая ценность в определении особенностей пространственного восприятия детей с нарушениями зрения;

возможности адаптации методики к условиям работы в группе детей с нарушениями зрения.

Задания:

I. Ориентировка в сторонах собственного тела:

Покажи у себя правую руку.

Дотронься до левого уха.

Покажи правый глаз.

Покажи, что у тебя спереди, сзади, вверху, внизу.

 

II. Ориентировка в сторонах тела сидящего напротив экспериментатора:

Инструкция:

Покажи мою левую (правую) руку.

Покажи, что у меня спереди (сзади).

Покажи, что у меня вверху (внизу).

III. Определение положения предметов на плоскости стола.

На столе перед ребёнком располагаются игрушки следующим образом: в центре – зайчик, справа – лягушка, слева – рыбка, впереди – уточка, сзади – кукла. Ребёнка просим ответить на следующие вопросы:

Скажи, какая игрушка стоит между рыбкой и лягушкой?

Какая игрушка стоит перед зайкой?

Какая игрушка стоит позади зайки?

Какая игрушка стоит слева от зайчика?

Какая игрушка стоит справа от зайчика?

IV. Определение положения предметов на плоскости листа «Что находится в правом верхнем углу? »

Ребёнку показывается картинка и спрашивается о расположении предметов: « Какая игрушка нарисована в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

V. Расскажи, где какая игрушка стоит (в ближнем пространстве).

Игрушки располагаются слева и с права, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40 – 50 см от него.

Инструкция: расскажи, где какая игрушка стоит.

VI. Расскажи, что находится в групповой комнате.

Ребёнку предлагается встать в центре групповой комнаты и рассказать, что находится слева, справа, спереди, сзади от него, что ближе, дальше, что выше, что ниже.

VII. Оценка взаиморасположения предметов в пространстве с помощью предлогов.

Ребёнку предлагаются карточки для определения расположения предметов в пространстве с помощью предлогов: в, на, за, перед, над, под.

Инструкция: Расскажи: где находится мяч.

При проведении эксперимента предусматривается оказание помощи детям:

Помощь первого вида (П 1) заключается в уточнении словесных инструкций и вопросах, а также в поощрительных словах « Подумай еще! Будь внимателен!»

В случаях, если эта помощь не даёт эффекта, применяется второй вид помощи (П 2) –наводящие вопросы, словесные пояснения: « Вспомни, в какой руке ты держишь ложку, когда ешь, покажи эту руку; эта рука правая» и т. д.

В ходе эксперимента все высказывания и реакции испытуемых протоколируются. Особое внимание обращается  на следующие моменты:

- интерес детей к заданиям;

- характер ошибок и затруднений;

- особенности принятия помощи.

Категория: Статьи для специалистов | Добавил: Администратор (13.05.2014)
Просмотров: 5776 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 JustinNof  
0
Зарабатывай до 47000 рублей в месяц http://clickfrm.com/zbqQ
Помощь в оформлении мед. книжки

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Вся информация, фото и видео-материалы на официальном сайте МАДОУ №58 размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Copyright ARMDOU58 © 2024
Хостинг от uCoz