Особенности коррекционной
работы в группах для детей
с нарушениями зрения.
Целью
создания групп для детей с нарушениями зрения является обеспечение лечения,
восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния.
В
ДОУ созданы коррекционно-компенсаторные условия в процессе воспитания и
обучения с целью предупреждения вторичных отклонений.
Педагоги
работают по специальной программе для детей с нарушениями зрения, разработанной
Л.И. Плаксиной, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их
познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Обучение
детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у
детей недостатков развития, обусловленных степенью и характером зрительного
дефекта.
Тифлопедагог
проводит специальное обследование детей, в результате которого проверяется
уровень развития элементарных зрительных функций, состояние зрительного
восприятия, запас предметных представлений, сформированность навыков
ориентировки в пространстве и общее развитие ребенка. Исходя из проведенного
обследования, составляется план индивидуальной работы с каждым ребенком, в
котором отражены оптимальные пути и средства дифференцированного подхода к
содержанию и формам коррекционно-развивающей работы в тесной взаимосвязи задач
лечения зрения и улучшения состояния здоровья.
Тифлопедагог
координирует деятельность воспитателей, музыкального работника, инструктора по
физической подготовке, психолога, логопеда. Оказывает методическую и
практическую помощь воспитателям в организации коррекционной работы во всех
видах деятельности детей.
В
середине и конце года проверяется результативность проводимой
воспитательно-коррекционной работы.
Учителем-дефектологом
проводятся коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия,
ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировки.
В
группах создана благоприятная комфортная обстановка, способствующая процессу
обучения: оптимально используются наглядные пособия, достаточная освещенность
помещений, удобно размещено оборудование, расположен наглядный материал на
уровне глаз детей и на доступном расстоянии. Оборудован кабинет по развитию
зрительного восприятия, где имеется система наглядных пособий, рассчитанная на
4 года обучения, библиотека специальной литературы, набор предметного
материала, максимально приближенного к реальным объектам для формирования
конкретно-образных представлений об окружающем мире. Функционирует
офтальмологическая комната в которой по назначению врача-офтальмолога,
медсестра-ортоптистка проводит коррекционно-восстановительные процедуры.
Большое
внимание уделяется педагогами формированию чувственно-практического опыта детей
с нарушениями зрения. Воспитатели в процессе изобразительной и конструктивной
деятельности осуществляют работу по формированию у детей реальных образов, учат
поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.
Тифлопедагог
и воспитатели осуществляют свою деятельность в тесной связи с родителями.
Регулярно проводят консультации, индивидуальные беседы, открытые занятия.
Тифлопедагогом ведутся тетради для домашних занятий с детьми.
Система
лечебно-восстановительной работы дает
положительные результаты: свыше 90% воспитанников после выпуска направляются в
массовые школы. Учитель-дефектолог прослеживает работу выпускников в школе,
консультирует учителя начальных классов школы, дает рекомендации. |