Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 18.06.2018, 03:08

МАДОУ №58 г.Армавир

Меню сайта
Категории раздела
Творческие работы педогогов [17]
Авторские работы педогогов МДОУ58
Статьи для специалистов [20]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи для специалистов

Развиваем внимания детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Развиваем внимания детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Учитель-дефектолог  МБДОУ №58 Гутенева Г.Д.

 

К.Д. Ушинский когда-то верно подметил, что внимание – это " та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира". И действительно, внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания. Включение внимания в то или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Так восприятие превращается в наблюдение, случайное течение мыслей – в обдумывание той или иной задачи, непроизвольное воспроизведение образов и мыслей – в процессе припоминания. Выпадение или нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений или восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений.

Внимание можно сравнить с лучом прожектора, который направляется на яркое, наиболее значимое. Этот луч может быть сильным и слабым, узким и широким, устойчивым и колеблющимся, управляемым и не очень. В зависимости от направленности и проявления различают три формы внимания – сенсорное, интеллектуальное и моторное (т. е. двигательное). Для любого ребёнка, особенно с нарушением зрения, чрезвычайно важно развивать внимание, совершенствовать его формы и виды. От уровня сформированности внимания зависят точность и полнота зрительного восприятия. Итак, у слабовидящих и частично видящих детей внимание развивается плохо, т. к. значительное снижение зрения ограничивает восприятие тех объектов, которые могут вызывать интерес и эмоциональные реакции. При бисенсорных нарушениях зрения и слуха наблюдается неустойчивость внимания, быстрая утомляемость и снижение умственной работоспособности.

Дети с нарушением зрения быстрее утомляются на общеобразовательных
занятиях, медленнее переключаются на другой вид деятельности, не могут сразу включится в работу. Для них характерна быстрая утомляемость, отвлекаемость в работе, где необходимо участие зрения.
И следующей причиной трудностей, связанных с развитием внимания может быть недостаточная организация перцептивного поля, подборка физиологически оправданных стимулов. Поэтому очень важно грамотно подходить как к организации, так и проведению коррекционной работы с детьми. Ограничение времени также выявляет дефицит внимания, поэтому детям с нарушением зрения необходимо дозирование времени ,что также является одним из условий развития внимания

Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания. В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также переключать внимание. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая, к 6-7 годам она увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. У ребёнка нужно постепенно развивать способность делать волевые усилия и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость существенно повышается, если ребёнок активно взаимодействует с предметом (изучает, рассматривает). Неумение быстро переключить внимание приводит к затруднениям, когда нужно от игры перейти к занятию, в таких случаях говорят, что дети рассеяны, им нужна пауза, чтобы переключить своё внимание на другое. Это достигается путём специальной тренировки, благодаря которой развивается произвольное внимание, что в свою очередь позволяет ребёнку становиться способным активно, избирательно " извлекать” из памяти ему нужную информацию, выделять главное.

Словесные игры развивают умение внимательно слушать, более четко формулировать свои мысли. Сообразительности и внимания требуют такие игры, в которых из частей составляется целое – разрезные картинки, кубики. Независимо, от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели. Пальчиковые игры развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии. Одни дети слишком активны, неусидчивы, несдержанные, действуют импульсивно, необдуманно. Таким детям с неустойчивым вниманием, неусидчивым полезны индивидуальные игры со строительным материалом, т. к. такая игра может так увлечь ребёнка, что он доведёт её до конца: играя один, он сможет спокойно, самостоятельно выполнить задуманное. Другие дети, наоборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованные и рассеяны. При работе с такими детьми необходимо активизировать их внимание, поощряя старания и повышая самооценку.

Упражнения игрового характера оказывают благотворное влияние на общий тонус организма детей, моторику, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой. Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физ. Минуток, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику глаз, для снятия зрительного напряжения, что в свою очередь делает занятие неутомительным и даёт возможность организовать внимание ребёнка на предстоящей работе

Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако, это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением. Например, дети с нарушениями зрения медленнее читают в школе, и требовать от них скорости чтения, как от зрячих, нельзя, часто путают похожие буквы: и – н – п.

И родители обязательно должны предупредить об этом учителя.

Поступающие к нам дети имеют разные нарушения зрения. Чаще всего в диагнозе отмечена амблиопия. Это говорит о том, что, возможно, ребенку не сразу надели очки, и он видит не настолько хорошо, насколько может видеть его глаз или глаза. В таких случаях на медицинских аппаратах детям повышают остроту зрения. В этот период и мы – педагоги подбираем такие игры, которые заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, покажи все красные фигуры (демонстрация пособия Блоки Дьенеша); отбери в коробку все треугольники; отложи в сторону только большие, только толстые фигуры и др. Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между двумя рисунками (демонстрация картин из игры «Запоминай-ка». Развивает зрение и мышление, и позволяет нам, взрослым, понять: а что знает ребенок о предмете - такие задания, как «что перепутал художник?», «что художник забыл нарисовать?»

Если у ребенка косоглазие, астигматизм или ребенок носит окклюзию, то  у него, естественно, нарушен зрительный контроль за движениями руки, детям сложнее рисовать, лепить, вырезать. Вы, наверное, это замечали. Для того, чтобы помочь детям, автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые хорошо делать и дома. Это, прежде всего, обводка фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят книжки-раскраски с четким контуром (показать). При этом важно учитывать возраст и возможности ребенка. Маленькому ребенку мы подбираем простые картинки – мяч, домик, огурец, морковка – демонстрация картинок. Детям старше – подбираются и книжки-раскраски сложнее, с изображением животных, детей, сюжетов (демонстрация). Такие задания ребенок может выполнять с вами и дома. Различные мозаики, конструкторы также развивают не только внимание детей, но и их зрительные функции, т.е. заставляют подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно, развивают самоконтроль – это правильно, а это неправильно.

Как Вы, наверное, могли увидеть, в саду идет работа по всем направлениям и позволяет детям не только лечить зрение, но и успешно готовиться к школе.
Таким образом, при правильной организованной коррекционно - развивающей работе с детьми (с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, с учетом зрительных нарушений), с родителями, с педагогами, при логично оправданных целях, средствах, содержании, методиках можно достичь хороших результатов в развитии детей с нарушением зрения, их коррекции трудностей психофизического развития, формирования адаптивных возможностей.
Рекомендую родителям использовать следующие игры и упражнения, направленные на развитие  внимания.


«Найди отличия» 
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение 
внимания. 
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. 
Описание. Ребенку предлагаются: 
а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в 
каждой картинке надо найти пять отличий; 
б) карточка с изображением двух картинок , отличающихся 
друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. 
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать». 

«Срисовывание по клеточкам»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки. 
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для рисования; остро отточенные карандаши. 
Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на 
чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности: 
1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур ; 
2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур. 
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен !» 
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не 
рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом. 

«Найди героев передачи»
Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания, учить дополнять знакомую форму недостающей части, узнавать предмет в неполном предметно - силуэтном изображении (пересечение контуров), учить целостно прослеживать контур предметов простой и сложной конфигурации. 

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш. 
Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. 
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев». 

«Найди дорожку» 
Цель: Развитие произвольного внимания. 
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. 
Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. 
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. 
Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель». 

«Найди двух одинаковых животных» 
Цель: развитие произвольного внимания. 
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов) 
Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых 
животных. 
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых». 

«Воспроизведение геометрических фигур»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления. 
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13х10 см). 
Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе. 
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и 
постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу 
карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце» 

«Кто внимательнее?» 
Цель: развитие объема внимания, наблюдательности. 
Оборудование: картинки с изображением разного количества звезд. 
Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинку с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее 
(меньшее) количество предметов. 
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть». 

«Лото».

Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой
изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки- картинки своей карты. Он и станет победителем».
Примечание. На первом этапе игры ведущий является взрослый, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ребенок.
Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности:
1. Найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата;
2. Найди в предметах знакомые геометрические фигуры;
3. Затем предлагается просто материал, состоящий из множества различных
геометрических фигур;

«Что слышно?»
Цель: развитие слухового снимания.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что
происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они
слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.
Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

Разведчики
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок «разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир» запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и
придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.


..Нарисуй круг и треугольник.
Цель: тренировка распределения внимания.
Описание: ребенок должен рисовать одновременно двумя руками на одном листе: круг - одной рукой, треугольник - другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).


Пуговицы.

  Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
Игра развивает зрительное внимание, восприятие.
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Игра развивает зрительное внимание.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.
Игра развивает внимание, мышление.


 

 

Категория: Статьи для специалистов | Добавил: Администратор (17.02.2014)
Просмотров: 1591 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright ARMDOU58 © 2018
Хостинг от uCoz