ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ
Учитель-дефектолог Михно Е.В.
(Консультация уч.-дефектолога для родителей и педагогов)
Игра «Сделай узор».
Дидактическая задача. Учить анализировать расположение предметов в пространстве листа бумаги, развивать восприятие формы.
Игровое правило. Выложить орнамент из одноцветных геометрических фигур.
Игровые действия. Подарить любимой кукле салфетку с точно таким же узором, как у ребёнка.
Ход игры. Воспитатель дарит ребёнку салфетку (образец, на который ребёнок будет ориентироваться). А салфетку с точно таким же узором захочет получить от него в подарок любимая кукла. Чтобы ребёнок её смог сделать, ему предлагается бумага и такие же фигуры, как в образце. Подходят круги, квадраты, треугольники, овалы и прямоугольники одинакового размера. Чтобы облегчить задание, можно заранее нарисовать в нужных местах на листе бумаги контуры фигур, которые надо будет туда положить. Воспитатель предварительно рассматривает с ребёнком образец, предлагает ребёнку обвести пальцем края каждой фигуры, назвать формы, описать словами расположение фигур. Затем составить орнамент.
Можно придумать более сложные образцы, включающие по три разные геометрические формы. Когда фигуры орнамента будут разложены по местам, их нужно приклеить. Готовая салфетка торжественно вручается кукле.
Упражнение « Шнуровки, застёжки»
Дидактическая задача. Развитие зрительного восприятия пространственных отношений на плоскости и их словесного обозначения. Развитие зрительно – моторной координации.
Ход.
1. Украсим коврик для куклы. Детям предлагается ширма с планкой для шнуровок, геометрические формы, шнурки для составления узора. После того как дети выполнили работу уточнить расположение фигур на плоскости относительно площади планки и друг друга. Задание может даваться от лица игрушки или другого ребёнка. Например, кукла заказывает мастерам вышить узор на ковре и диктует, как должны быть расположены детали узора.
2. Отремонтируем коврик. Ребёнку предлагается отремонтировать коврик (пристегнуть недостающие детали). В процессе работы уточняется место расположения объектов: Где будет находиться облако? В какую сторону побежал ёжик? И т.д.
3.Поможем зайчонку. Предлагаем ребёнку собрать вещи, которые он уронил: - В правой лапе он держал гриб, в левой корзину. Затем просим рассказать, о своих действиях.
4.Медвежонок на прогулке. Напоминаем сказку К.И.Чуковского «Краденое солнце». Но на этот раз крокодил украл не только солнце, но и облако, цветы. Приглашаем помочь медвежонку вернуть солнышко.
-Посмотри, кто находится в центре? (Медвежонок)
- Где ты расположишь солнышко? (В правом верхнем углу, т.к. там ориентир - оранжевая пуговка)
- Где будет облако? (в левом верхнем углу 2 голубых пуговки)
- Где находится синий цветок? (Правом нижнем углу)
- Где находится жёлтый цветок? ( В левом нижнем углу)
Игра «Муха».
Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости (листе бумаги в клетку). Развивать внимание, умение точно выполнять учебную задачу.
Игровое правило. Перемещать фишку по инструкции ведущего.
Ход игры. У каждого ребёнка на столе таблица и фишка («муха»). Дети
передвигают фишку по клеточкам таблицы по инструкции ведущего:
- «Муха» в левом нижнем углу, затем она переместилась на
клеточку вверх, на клеточку вправо и т.д.
Игра «Котята разбежались».
Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости (листе бумаги в клетку). Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.
Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.
Ход игры. На фланелеграфе или листе бумаги размещены фигурки 3 – 4 котят разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева» и так далее.
2-й вариант «Что изменилось?». Педагог располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котёнок, и запомнить их расположение. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.
3-й вариант «Дрессированные котята». Ребёнок «дрессировщик» указывает и называет место расположение каждого котёнка. Например, «черный котёнок – в середине, а рыжий – внизу справа». Дети укладывают фигурки в соответствие с указаниями «дрессировщика». |