Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 18.06.2018, 01:13

МАДОУ №58 г.Армавир

Меню сайта
Категории раздела
Творческие работы педогогов [17]
Авторские работы педогогов МДОУ58
Статьи для специалистов [20]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи для специалистов

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекционно-развивающей группе для детей с синдромом Дауна.

      Учитель – дефектолог МБДОУ № 58 Максимова О.А.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя. При проектировании коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив должен действовать совместно, решать широкий круг задач. В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению сложностей в развитии у детей с синдромом Дауна, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Среди них:

  • развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;
  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
  • совершенствование артикуляционной, мелкой и общей  моторики у детей с синдромом Дауна;
  • автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
  • уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
  • закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической речи;
  • подготовка детей к письму, формирование графических умений;
  • устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
  • закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога;
  • сочетание всех видов деятельности дошкольников с синдромом Дауна с развитием и коррекцией речи;
  • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;
  • обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с синдромом Дауна, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.

  • Артикуляционная гимнастика

Она может быть проведена в форме игры-сказки «Прогулка Язычка», в сопровождении стихов и загадок, картинок-символов и театра пальчиков и языка.

  • Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя-дефектолога.

Они являются необходимым компонентом при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков и направлены на развитие длительного плавного выдоха и его силы.

  • Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений.
  •  Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
  • пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
  • рисование по шаблону;
  • нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;
  • волшебные спички (раскладывание картинок по образцу);
  • разрезные картинки;
  • мозаика;
  • «Сложи картинки из геометрических фигурок»;
  • игры со шнурами и камешками;
  • "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.
  • пальчиковый театр, теневой театр;
  • застегивание и расстегивание пуговиц.

 

  • Игры на развитие психологической базы речи.

У детей  с синдромом Дауна в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слогов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи).

 

  • Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради детей).

     Количество компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровые занятия на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с синдромом Дауна и его «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, инициативность.

Для успешного усвоения учебного материала  детьми с синдромом Дауна в начале учебного года был  составлен тематический и перспективный план, который согласовывается с другими специалистами и воспитателями. Все лексические темы распределены в течение календарного года. Изучение каждой лексической темы проходит одну неделю. По этим темам воспитатели планируют все свои занятия. На занятиях по развитию речи рекомендуется знакомство или уточнение представлений об изучаемом предмете или объектах, пассивный или активный словарь, речь с движением или стихотворный текст и дидактические игры.

Лексическая тема, которая отрабатывается на занятиях учителя - дефектолога, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по «Мебели».

Таким образом, эффективность коррекционно – воспитательной работы зависит от четкой организации процесса обучения. Такая система работы предполагает комплексный подход, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала, учитывая психические особенности детей с синдромом Дауна, и обеспечивает более прочное его усвоение. Представленное планирование работы в группе с синдромом Дауна предполагает системный подход к организации работы воспитателя и учителя – дефектолога.  

 

Категория: Статьи для специалистов | Добавил: Администратор (16.02.2015)
Просмотров: 1056 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright ARMDOU58 © 2018
Хостинг от uCoz